Найти в Дзене
Индия Сегодня

«Пограничная борьба развенчала миф об асимметрии власти»

Стычка все еще возможна. В Москве был заключен временный мир. Полный отвод индийских войск нет, скорее всего, говорит Шрикант Кондапали, профессор китаеведения, Университет имени Джавахарлала Неру

Временное перемирие, которое Индия и Китай, похоже, выработали во время встречи министров иностранных дел — С. Джайшанкара и Ван И - в Москве на прошлой неделе, не гарантирует, что конфликт не вспыхнет. Потенциал столкновения все еще велик, говорит Шрикант Кондапалли, профессор китаеведения в Университете Джавахарлала Неру. Индия, удерживающаяся на границе в течение четырех месяцев перед лицом хваленой военной и экономической мощи Китая, показала, что аргумент асимметрии власти больше не имеет силы, добавляет он. Отредактированные выдержки из интервью:

Встреча министра иностранных дел Индии С. Джайшанкара и его китайского коллеги Ван И стала первым совместным заявлением Индии и Китая с начала этого кризиса в мае. Как вы оцениваете это развитие событий? Может быть, это начало процесса, ведущего к оттепели?

Пункты, упомянутые в совместном заявлении, достаточно мягкие, но они приветствуются, поскольку ослабляют напряженность. Не было никакого реального ожидания результата переговоров Джайшанкар-Ван И; результат был неожиданным. Что склонило чашу весов на точку зрения совместного заявления, пока неясно. Мы наблюдаем вооруженный тупик в течение четырех месяцев, когда отношения между Индией и Китаем находятся на грани. Мы видели фотографии ракетных установок, танков в Китае, готовых обрушить свою мощь на Индию, они демонстрировали милитаризм. Китайцы также сделали много дипломатических заявлений, которые можно охарактеризовать как принудительные. Эти заявления поступают от Министерства иностранных дел, Министерства обороны, командующего войсками, от редактора "Глобал Таймс", Си Дзиньпина. Различные китайские заявления выглядят интервенционистскими, предписывающими и принудительными. Теперь китайская сторона, похоже, спустилась вниз и внезапно изменила тактику. То, что я вижу, - временный перерыв.

Как вы думаете, что побудило китайскую сторону к таким переменам?

Может быть, вмешательство (президента России Владимира) Путина. В Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Россия и Китай имеют равное положение. Китайцы не могут сказать " нет " России, потому что они сильно зависят от Москвы в вопросах политики и координации в отношении США, ЕС и Индо-Тихоокеанского региона. Спуск (китайцев) вниз также мог быть связан с наступлением зимы. Температура в Ладакхе на этих высотах может доходить до -40 градусов, а это не безопасно для человека, что говорить о подготовке к войне. У нас в Ладакхе уже четыре месяца патовая ситуация, и это были летние месяцы. Если у вас нет результата для вашей мобилизации летом, как вы можете ожидать его зимой? Вопрос об успехе или неудаче в горной местности приходит с большим вопросительным знаком. У Индии есть конкурентное преимущество в горной войне—вы видели, что произошло в долине Галван (15 июня 2020 года). Индия оказалась грозным противником. Мобилизация индийцев была эффективной. Это нашло отражение в визитах премьер-министра Нарендры Моди и других лиц в Ладакх; там был министр обороны (Раджнатх Сингх ) и начальник индийской армии (Манодж Мукунд Нараване). Со стороны Китая мы знаем только о визите китайского министра иностранных дел (Ван И) в Тибет. По крайней мере, это единственное, что было обнародовано. С индийской стороны военным была предоставлена свобода действий, что повысило их эффективность, в отличие от предыдущих правительств, которые вмешивались в военные операции. Это придало смелости вооруженным силам—никакого давления на военных нет. Существует координация на различных уровнях. Все это помогло индийской армии оказать упорное сопротивление. Еще одной причиной, по которой Китай мог изменить свое мнение, могут быть продолжающиеся стычки в Южно-Китайском море, Восточно-Китайском море (с Японией за острова Сенкаку), его столкновения с США и Австралией (на дипломатическом, торговом и других фронтах). Если они получат отпор на индийском фронте, то это будет иметь каскадный эффект в Тайваньском проливе, а также В Южно-Китайском море, Восточно-Китайском море и на всех других фронтах, о которых я только что упомянул.

Было ли использование Индией специальных пограничных сил с рекрутами из тибетской общины в Индии как-то связано с тем, что китайцы изменили свое мнение? Означает ли это также изменение политики Индии в отношении Тибета?

Индия, занявшая господствующие высоты на вершине пяти объектов к югу от Пангонг-Цо, я думаю, возможно, способствовала тому, что Китай изменил свою позицию. Я говорю это потому, что Нью Дели, заняв командные позиции по этим вопросам, склонил чашу весов в пользу Индии. Операции по закреплению высот на этих объектах проводились специальными пограничными силами (SFF). Взятие этих высот могло бы привести к перехвату китайских войск, что дало бы Индии тактическое преимущество. Индийские войска могут перехватить китайские конвои, идущие из Чушула в Демчок через долины внизу. Это явный проигрыш для Китая. Так что в этом смысле да, развертывание SFF, возможно, сыграло свою роль. Изменила ли Индия свою тибетскую стратегию? Я не думаю, что это так. Операции SFF до сих пор проводились на индийской стороне линии фактического контроля (LAC). Мы не знаем, были ли они наняты за пределами индийской территории в Тибете. Мы знаем, что SFF сыграли определенную роль в Индо-пакистанской войне 1971 года, а затем снова в Каргильской войне 1999 года. Это первый раз, когда мы видим их развертывание в таком масштабе в ситуации с Китаем.

У Индии и Китая было так много соглашений в прошлом, которые не дали никакого результата. Что заставляет вас думать, что пятничное совместное заявление сработает, даже если принесет временный мир?

Нет никакой гарантии, что это сработает. Все зависит от наземной реальности. Стычка все еще возможна. В Москве был заключен временный мир, возможно, из-за вмешательства России. Единственная гарантия постоянного мира - пограничное урегулирование, для которого у нас нет решения. Я говорю о перемирии, потому что приближается зима, и это, как я уже говорил ранее, является сдерживающим фактором. Полного отступления не будет. Индийские войска будут присутствовать в Ладакхе, даже если произойдет отход.

То есть вы хотите сказать, что у нас будет ситуация типа Сиачена— когда присутствие войск сохраняется в течение всего года—и в Ладакхе, и в Китае тоже?

Да. Там будут солдаты, занимающие высоты и другие районы. Или технология будет использоваться для наблюдения. В любом случае динамика управления LAC претерпит изменения. По крайней мере, в Ладакхе, который стал глазом бури, будет усилена милитаризация границы.

На фоне всего этого, какое будущее вы видите для индийско-китайских отношений? События этого лета, похоже, обнулили все уравнения.

Министр иностранных дел Джайшанкар заявил, что до тех пор, пока не будет разведения войск, Индия не будет развивать двусторонние отношения. Позиция Китая такова: давайте сосредоточимся на партнерстве в области развития - инвестициях в инфраструктуру и другие сферы. Очевидно, что между этими двумя сторонами существует разрыв. Позиция Индии заключается в том, что китайские войска должны уйти на позиции апреля 2020 года. Я думаю, что это вряд ли произойдет. Таким образом, мы, скорее всего, увидим индо-китайские отношения, которые являются враждебными, трудными и сложными. Китайцы вряд ли освободят земли, которые они заняли, и они не будут спускаться с этой позиции. Поэтому я вижу, что на встречах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и ШОС будут проводиться фотосессии, но индийско-китайские саммиты, подобные тем, что мы видели в Ухане (в 2018 году) и Ченнае (в 2019 году), маловероятны, если не будет компромисса.

Единственное, что я хотел бы добавить здесь,-это то, что напряженность на индийско-китайской границе показала, что аргумент "асимметрии власти" сейчас не имеет силы. Был такой аргумент, что Индия имеет экономику в 2 триллиона долларов, а Китай - в пять раз больше, что означает, что Китай имеет большое преимущество. У них гораздо более сильная военная сила, гораздо большая экономика, большие военные расходы и т. д., так что Индия не может сравниться с Китаем—этот миф разрушен. Согласованные действия со стороны Индии дали свои результаты.

https://www.livemint.com/news/india/india-china-border-standoff-has-negated-notions-of-asymmetry-in-power-11599977765714.html