Мой Дедушка
О жизни и поворотах судьбы
Мой дедушка по материнской линии Пысин Иван Георгиевич родился в 1888-1889 году в сентябре или октябре месяце, где то в 20-ых числах в многодетной семье от незаконнорожденного отца –полуцыгана и русской матери. Отец деда вначале прислуживал в церкви, затем начал петь в церковном хоре, а затем и руководил этим хором- то есть был регентом. Жила семья в населённом пункте Урала в Ревде. Кроме пения в церковном хоре, отец дедушки ,будучи обученным бухгалтерскому делу одним из богатейших Уральских промышленников, работал в конторе своего покровителя. Был прадед женат на простой русской женщине, которая нарожала ему кучу детей, но неожиданно скончалась. Прадеду быстро высватовали из ближнего прииска женщину и эта жена нарожала ему ещё четверых детей. Одним из них был мой дедушка-имя ему дали Иван по отцу Георгиевич Пысин. После окончания на отлично школу Иван был направлен на учёбу богатым покровителем своего отца в Екатеринбург, где блестяще закончил Высшее финансовое училище и начал свою трудовую деятельность в этом же городе.
Как и вся молодёжь того времени, мой дед Иван начал посещать политические кружки, где и познакомился с моей бабушкой Моисеевой Марией Ивановной ,которая была его старше на семь лет. Она родилась в 1882 году 22 июня в семье богатого Акмолинского (ныне столица Казахстана город Астана) купца Моисеева Ивана Григорьевича, однако после смерти своей матери поссорившись со своим отцом и из-за этой ссоры отвергнув веру в Бога, уехала в Омск, где начала свою трудовую деятельность , а вскоре и революционную работу. Была соратницей Куйбышева, Свердлова, Зиновьева и многих других революционеров, ссылалась на каторгу, сидела в тюрьмах в Самаре, а затем в Екатеринбурге . Там в тюрьме она и познакомилась с дочерью одного высокопоставленного Екатеринбургского чиновника, тоже юной революционеркой. Отец той девушки добился для этих двух девочек –революционерок перевода из тюрьмы под надзор в Екатеринбург.
На одной из политических сходок произошло знакомство Ивана Пысина с Марией Моисеевой, затем его сватовство и их свадьба. Оба были атеистами и было ли у них венчание церковное - они никогда об этом не рассказывали.
Вскоре Иван, получив рекомендательное письмо от своего педагога по Училищу к известному московскому банкиру Павлу Рябушинскому, вместе с семьёй- женой Марией и маленькой их дочкой Лидией родившейся 21 ноября 1910 года, едет в Москву и начинает работать в банке Рябушинского, где быстро продвигается по служебной лестнице.
Имея в наследство от отца-регента прекрасный голос-баритон, дедушка, как бы по совместительству с основной работой, начинает петь в любительской опере Зимина в Москве.
Но вскоре начинается война и всё в жизни счастливой семьи резко меняется. Ивана берут почему-то на фронт, хотя он и считается “белобилетником” из-за своей сильной близорукости.
Павел Рябушинский принадлежал к масонам, и с моим дедом был доверительно близок настолько, что дед часто бывал в доме у Рябушинских, пел на их домашних вечерах, словом был своим человеком в их семье, а вот относительно бабушкиного знакомства с семьёй Рябушинского ничего не знаю, воспоминаниями об этом факте со мной никто и никогда не делился.
Возможно, в близкой связи деда с Павлом Рябушинским и кроется какая-то причина призыва моего близорукого деда на фронт.
От деда всё это время (время его неустановленного мною по срокам отсутствия) не было каких-либо известий, но бабушка 28 марта 1917 года рожает вторую дочь Галину - мою маму. Рожает её в Москве, в частном родильном доме, следовательно , имеет к тому денежные средства, но откуда?!
Но и этот вопрос никогда не упоминался в бабушкиных рассказах моей маме Галине, хотя бабушка очень подробно рассказывала своей дочке любимейшей (старшую Лидию она с детства недолюбливала и не делала из этого секрета), как она в отсутствии деда работала кассиром в магазине «МЮР и МЕРЕЛИЗ”( при Советской власти, да и по сей день магазин называется ЦУМ) .
Моя 10-месячная мама заболела оспой, произошло это на их подмосковной даче в Тарасовке ,и врач, к которому за консультацией поехала в Москву моя бабушка, потребовал немедленной госпитализации заразного ребёнка ,но бабушка после его такого ультимативного решения сбежала из кабинета врача, под предлогом поиска извозчика. Пока врач надевал в кабинете свое пальто, прыгнула в извозчичью карету и вернувшись на дачу жарко натопила дом, поместила Галеньку в ванночку из клеёнки, наполненной прованским маслом и поила малышку кагором, а через сутки у больного ребёнка выскочил на одном глазу оспяной огромный волдырь. Тогда бабушка приготовив шприц, наполненный морфием , решила к утру, если за ночь не рассосётся или не прорвётся волдырь, убить уколом смертельным свою девочку, дабы не растить несчастного урода ,а сама, будучи глубоко убеждённой атеисткой, всю ночь напролёт на коленях молилась Великомученику Святому Пантелиемону Целителю о спасении своей ненаглядной доченьки. И вот, как результат её молений утром температура у ребёнка спала, волдырь на глазу лопнул, ребёнок начал реагировать глазиком на яркую игрушку-красное пасхальное яичко -СПАСЕНА!
Когда младшей дочери исполняется год появляется домой дедушка, объясняя свою задержку , а надо сказать, что прошёл год уже даже и с момента окончания войны, тем, что военная часть его находилась в Трапезунде, откуда было трудно выбраться, так как был разбомблён мост.
Семья покидает голодную Москву и едет на Урал в Ревду к отцу Ивана, к моему прадеду-полуцыгану. Прадед с радостью и добром встречает сына с семьёй и поселяет в новый дом, только отстроенный, а его собственная многочисленная семья проживает в старом доме в этом же дворе. Среди прочих братьев и сестёр в своих воспоминаниях мой дедушка всегда выделял особо свою сестру Лидию, тоже обладавшую чудесным сопрано и маленького брата Коську, родившегося как и его дочь старшая Лидия , а моя любимейшая тётка Лида в 1910 году.
Итак : Пысин Константин Георгиевич –младший брат Ивана Георгиевича Пысина
[25.12.1910-22.01.1984] –даты рождения и смерти “Коськи”.
Пысин Константин Георгиевич [12(25).12.1910, дер.Екатериновка ныне Уинский район Пермской области - 22.01.1984(7), г.Москва]
Родился в крестьянской семье. Русский. Член Коммунистической партии с 1939г. Образование высшее: окончил в 1935г. Пермский сельскохозяйственный институт. Кандидат сельскохозяйственных наук.
С 1926г. учащийся педагогического училища, г.Кунгур Пермской области.
С 1929г. учитель в селе Уинск Пермской области.
С 1931г. студент Пермского сельскохозяйственного института.
С 1935г. старший зоотехник районного земельного отдела, г.Пермь.
С 1937г. служил в Красной Армии, Закавказский военный округ.
С 1938г. ассистент Пермского сельскохозяйственного института.
С 1941г. инструктор, заместитель заведующего сельскохозяйственным отделом Пермского обкома ВКП(б).
С 1943г. заместитель секретаря Пермского обкома ВКП(б) по животноводству.
С 1945г. заместитель председателя Пермского облисполкома.
С 1946г. секретарь Пермского обкома ВКП(б).
С 1947г. председатель Пермского облисполкома.
С 1949г. председатель Алтайского крайисполкома.
С 1955г. первый секретарь Алтайского крайкома КПСС.
С 1961г. первый заместитель министра сельского хозяйства СССР.
С апреля 1962г. министр сельского хозяйства СССР и одновременно член Союзного комитета по сельскому хозяйству.
С марта 1963г. инспектор ЦК КПСС.
С 1964г. первый заместитель Председателя Совета Министров РСФСР.
С февраля 1971г. персональный пенсионер союзного значения.
Депутат Верховного Совета СССР 3-7 созывов. Член ЦК КПСС в 1956-1971гг.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Похоронен в Москве.
(информация с одного из интернетовских сайтов о Пысине К.Г.
Нда! Ревда находится под Екатеринбургом, а Пермь?! Во всяком случае, Константин Георгиевич никак не мог родиться отдельно от своих родителей под Пермью, да и отец его не был никогда крестьянином!
……………….
В Ревде, куда приезжает Иван Пысин с семьёй начались репрессии, сажали в тюрьму без суда и следствия. Урал под Колчаком. Ивана назначают комендантом Ревды – Кто?! Об этом никогда я не слыхала и моя мама тоже- то была тайна деда и бабушки. Но это длилось недолго, Колчак начал отступление и безусловно это коснулось семьи Пысиных- Ивана, Марии и их дочек Галины и Лидии . Армия двинулась, каждую бричку с семьёй везли по паре лошадей.
На переправе через Иртыш, лёд которого был ещё хрупким ,моя бабушка неожиданно и твёрдо заявила мужу, что лучше погибнет вместе с детьми в России, чем последует за Колчаком в Китай. Дед вынужден был семью отвезти в Павлодар, где поселил у хозяев, которые оказались к великой радости моей бабушки-революционерки “красными”, а сам присоединился к отступающей колчаковской армии- видимо по другому ему было поступить нельзя. И какое-то время ,достаточно продолжительное, семья жила в тепле и заботе этих хозяев .
И вдруг ранним утром появился дед. Сказал бабушке, что ночью сбежал из армии, взяв паспорт умершего в пути с фамилией Русинов Иосиф Евдокимович. Вскоре дед сильно заболел, помогая рубить дрова хозяевам их павлодарского дома. К весне немного поправился и семья уже Русиновых поехала в Акмолинск, где жила бабушкина вся богатая родня.
Но отец бабушки , раскулаченный большевиками умирал, время было голодное и семья двинулась в поисках более сытного места для проживания.
В итоге всех странствий семья уже Русиновых начала жить в Ташкенте, где дедушке по месту его работы выделили две комнаты в доме модной ташкентской шляпницы мадам Мари, сбежавшей от революции в Париж. Мой папа, Боков Александр Ильич, хотя и был военным юристом и сотрудником правоохранительных органов, имел очень романтическую натуру ,и во дворе нашего ,бывшего мадам Мари дома сажал ландыши, сирень, розы, постоянно перекапывал землю и перекладывал печку на кухне и в комнате- утверждал, что мадам Мари была богата и скорее всего где-то во дворе или в доме спрятала клад.
Дедушка, которого я любила ещё больше своего отца и который очень недолюбливал моего папу, считая его слишком легкомысленным с тайной ироничной усмешкой наблюдал за его поисками клада и однажды не выдержав шёпотом мне сказал:” Александр Ильич клад хочет найти. Мотылёк наивный! Если бы он знал, какой клад есть, но не здесь, а там, на Урале! А вот я знаю где он лежит, и искать его мне не надо!».
Подозреваю - тот клад, известный деду и есть то самое золото Колчака, которое пока безрезультатно ищут. Но мне тогда было лет 10-12 и я ничего не слыхала о золотых запасах Русской Империи, поэтому никак не впечатлившись от дедушкиного признания, ни о чём его не расспрашивала. Хотя, всё же кое- что спрашивала и дед говорил мне, что он имел в армии Колчака самый маленький чин, а вот незадолго до своей смерти сказал моей маме, что заведовал финансами в армии Колчака.
А дальше события в семье уже Русиновых , а не Пысиных стали развиваться следующим образом: весной они все четверо перебрались в Акмолинск, где жила богатая бабушкина родня. Уже в Акмолинске у деда начался тяжёлый плеврит, его отвезли в Семипалатинск, где оперировали- удалили гнойную опухоль и два поражённых ребра. Но у него начался туберкулёз лёгких и бабушкин родной дядя Моисеев Пётр Григорьевич вместе со своим сыном Петей отвезли деда на одну из своих мельниц на речке Саркраме, где хозяйничала хорошая женщина, нанятая дедом Петрухой.
Чистый воздух, покой, прекрасное питание - баранина и кумыс сделали своё чудесное дело- дедушка осенью вернулся в Акмолинск окончательно здоровым. Принялся за работу, открыл бесплатные бухгалтерские курсы для наиболее одарённых, окончивших на отличные отметки школу молодых людей. Обучение бухгалтерии шло с банковским уклоном и дед, посетив Кызыл-Орду, где в то время находился центр Казахстана, получил там разрешение открыть в Акмолинске банк, что и сделал, приспособив под банк один из реквизированных революцией Моисеевских домов. Это 2-этажное здание имело подвалы, где хранились банковские деньги и ценности.
Но выросла старшая дочь Лидия и поступила учиться в Новочеркасский ветеринарный институт и вся семья, покинув Акмолинск, переехала туда.
Дед начал работать в Госсударственном банке,жизнь семьи опять наладилась. Но не надолго. Деда арестовали. За дедом потянулся хвост прошлого в связи со сменой фамилии, о чём сообщили в соответствующие органы хозяева дома , где жила семья в Павлодаре. Ведь хозяева были прекрасно осведомлены, что дед был в Армии Колчака Пысиным, а сбежав к своей семье стал Русиновым.
Арест произвели сотрудники ЧК ворвавшись в дом в 3 часа ночи. До утра производили обыск, компромата нужного им не нашли, но забрали все облигации государственного займа, деньги и все золотые и серебряные вещицы. Арестовали деда без предъявления каких-либо обвинений в чём-либо и увели, оставив семью абсолютно без средств к существованию. Все семейные друзья и знакомые тот час же отвернулись от бабушки с дочками, как от чумных. Бабушке и дочкам приходилось собирать на поле кукурузу, сушить её, перетирать и варить. Это была их единственная еда.
Деда после всех допросов перевели в Новочеркасскую тюрьму- там позже расстреляли известного изувера Чикатилло.Под вечер ежедневно бабушка с дочками ходила на пригорок перед тюрьмой, а дед, давая им понять, что их видит, начинал петь своим прекрасным баритоном арию из оперы “Галька”, со словами:” Ой Галина, ой дивчина…». Я её помню с детства- он мне её тоже пел.
Так тянулось до самого начала праздников Октябрьской революции- до ноября. И тут бабушка от злости и отчаяния пошла к начальнику тюрьмы, прямо в его кабинет. Ударив кулаком об стол, закричала ему:» Ты , подлец ,слышишь музыку с улицы готовящегося праздника! А кто делал революцию?! Ты ещё на горшке сидел, когда я шла под конвоем на Север в ссылку! Теперь ты будешь праздновать победу, которую завоевала я, а мои дети сидят дома без куска хлеба!”.
Ошарашенный начальник усадил бабушку в кресло, стал успокаивать её, называя по имени и отчеству, что говорило о том что Они всё знали о семье. Приказал подчинённому принести все реквизированные вещи и деньги .И, когда бабушка пришла после своего визита начальнику Новочеркасской тюрьмы домой, то там дед уже находился- его отпустили!
Оказалось - по рассказам деда, что его всё время допрашивали о причине изменения фамилии, имени и отчества, однажды провели мимо деда даму под чёрной вуалью, которая сказала» Не он”, то есть не её муж Русинов Иосиф Евдокимович. Видимо, не простая личность был у Колчака тот Русинов И.Е.
С тех пор все гонения на семью закончились, а семья переехала жить в Ташкент, где дедушка снова работал как банковский работник до пенсии, на которую пошёл из-за меня. После смерти бабушки моего брата отдали в детский сад, нянек больше не нанимали, а я училась сразу в двух школах-общеобразовательной и музыкальной . но очень боялась одна днём дома находиться.
В 1962 году моя тётя Лида, прочитав в газетах, что дедушкин родной брат Пысин Константин Георгиевич назначен Хрущёвым Министром сельского хозяйства , с дедушкиного согласия написала ему письмо. Ответа от К.Г. Пысина не последовало.
Ознакомившись через интернет с биографией К.Г. Пысина, я прекрасна поняла почему не было ответа. Константин Георгиевич свою биографию выдумал, как в своё время брат его Иван Георгиевич взял документы Русинова Иосифа Евдокимовича. Такое было врем. Нужно было как-то выживать!
Бабушка Моисеева Мария Ивановна умерла в Ташкенте в начале апреля 1954 года, захоронена под фамилией Русинова, дедушка Русинов Иосиф Евдокимович умер в октябре 1977 года, захоронен в её могилу под фамилией Русинов, тётя Лида -Русинова Лидия Иосифовна умерла в августе 2002 года, захоронена в их же могилу под фамилией Русинова, мама Русинова Галина Иосифовна умерла в апреле 2003 года в Москве, кремирована и захоронена в Колумбарии Николо-Архангельского кладбища , брат двоюродный Славик умер в Ташкенте от рака лёгкого в феврале 2006 года, захоронен в могилу своего отца Андриенко Нестора Григорьевича под фамилией своего отца Андриенко.
И я их все помню и очень ЛЮБЛЮ. СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ.
А ты мой прекрасный дедушка, какое бы ты имя не носил при своей жизни, какую бы роль не сыграл в истории России – для меня ты был больше, чем просто дедушкой, ты был моим отцом, воспитателем, спасителем и самым добрым человеком на Земле.