Найти тему
Just Blog

Путь в IT. Если вы знаете меньше, чем тут написано, вряд ли ваша ЗП > 50 000 руб.

Оглавление

Доброго времени суток дорогие друзья!

Как и обещал, в этой статье я напишу, какими знаниями и навыками должен обладать инженер технической поддержки пользователей, что бы уверенно искать вакансии с заработной платой от 50 000 рублей и выше.

Для удобства, я разбил статью на разделы. Опытным специалистам может показаться смешным то, о чем я пишу, но руководители с опытом подбора персонала меня поймут - из 10 собеседований, полным набором этих знаний обладают 1 или 2 кандидата. При этом требования к зарплате у всех одинаковые - 50-60к и выше.

Сети.

Мои первые 2 вопроса на собеседовании: что такое DNS? И что такое DHCP?

Не требую энциклопедических знаний, не нужно уметь их настраивать, и наизусть рассказывать определения с расшифровками, но иногда я слышу такие варианты ответов, что "волосы в венах стынут дыбом" (Лапенко). Я даже готов мириться с тем, что их путают между собой. Но когда мне отвечают: "это что-то там для интернета", у меня начинается нервный тик.

Дорогие соискатели, все нужно вам понимать и сказать на собеседовании про эти 2 понятия - DNS преобразует IP адрес в доменное имя и обратно, а DHCP - выдает сетевые настройки (IP адрес устройства, маску подсети, IP адрес шлюза, DNS и др.). ВСЕ! Если вы сможете объяснить, что такое маска подсети, зачем она нужна и привести парочку рабочих примеров - это будет отличным бонусом.

Ее не нужно заучивать, но знать что она есть и понимать ее - вы обязаны.
Ее не нужно заучивать, но знать что она есть и понимать ее - вы обязаны.

VLAN - на словах часто путают с WAN, и не могут дать определение. Хотя бы в википедию загляните!

Интернет. Тоже классный вопрос с подвохом - откуда берется интернет и что это вообще такое? Мало кто задумывался об этом и часто сыпятся на этом простом вопросе. "Зачем такие дурацкие вопросы на собеседовании?" - спросите вы. - А вы читайте дальше.

Встроенные инструменты диагностики.

Классический пример собеседования:

HR: - заявка от пользователя "не работает интернет", какие ваши действия?

Кандидат: - ну-у-у.... пингануть 8.8.8.8, если не пингуется, то посмотреть номер розетки у пользователя и пойти в серверную искать порт, проверить есть ли линк.

HR: - а что такое 8.8.8.8?

К: - "молчит или пожимает плечами"

Да, такое тоже встречается и очень часто. В такие моменты ты смотришь в резюме этого инженера "Опыт работы 3 года помощником системного администратора" и он не знает что такое публичный DNS.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

Или вот еще пример:

HR: - поступила заявка, что нет интернета, ваши действия?

К: - пингану 8.8.8.8...

HR: - пингуется, но интернета все равно нет

К:

взято из открытых источников
взято из открытых источников

Это выражение лица - результат отсутствия знаний и понимания того, как устроена и как работает локальная сеть и интернет. Инженеру и в голову не придет набрать команду ipconfig, посмотреть, есть ли вообще DNS, которые обрабатывают запросы. Или сделать трассировку до тех же восьмерок.

Приятно смотреть, когда инженер хотя бы открывает командную строку, а не заходит в автоматический поиск и устранение неисправностей. А вот дальше нужно смотреть, что же там будет делать наш соискатель: ipconfig (смотрит, что компьютер получил IP адрес и другие необходимые настройки), делает ping *адрес шлюза*, анализирует, что шлюз пингуется, набирает ping ya.ru, красота, просто загляденье...

Но все не так просто - ему начинают сыпаться ответы от localhost, что данный узел не доступен. В этот момент инженеры делятся на 3 группы:

  1. 65% говорят - "яндекс заблокирован где то на каком-то чудо сервере или антивирусе";
  2. 30% утверждают, что "интернета нет совсем"
  3. и только 5% обращают внимание на то, что IP адрес, от которого получен ответ - это IP адрес самого устройства и начинают думать. Не все конечно понимают что произошло, но то, что они думают - это всегда радует.

Поэтому я хочу обратить внимание на то, что мало просто знать команды ipconfig, ping, tracert, telnet, net use и прочее, нужно так же уметь читать результаты вывода этих команд, а так же ключи к ним.

Операционные системы.

Очень здорово, если вы работали с Windows XP, 98, Me, Vista. Наверняка у вас было очень интересное и веселое детство =) Но прогресс не стоит на месте и движется вперед. Самой современной и популярной пользовательской операционной системой на данный момент, является Windows 10, и хотя 7-ка нас еще не покинула и крепко сидит в наших сердцах. Но поймите, пора ее уже отпустить и забыть. Если вам противна 10-ка, рано или поздно вам придется на нее перейти и изучить, иначе останетесь невостребованным специалистом.

Все что вам нужно уяснить про операционную систему - любую процедуру и задачу, можно выполнить средствами самой ОС, не прибегая к помощи стороннего ПО. И чем меньше вы прибегаете к использованию этих сторонних программ - тем выше это оценивается.

Учите горячие клавиши, старайтесь обходиться без помощи мышки. Изучайте командную строку и ее возможности. Изучите всю панель управления, особое внимание уделите разделу "Администрирование" и планировщику задач, изучите хотя бы базово PowerShell, попробуйте написать простейший скрипт. В 10-ке есть привычная вам панель управления из win 7, найдите ее, если вам привычней работать в ней.

Вы должны быстро и не задумываясь: создавать локальные учетные записи, локальные группы, добавлять локальные УЗ в уже существующие группы. Разбивать физический жесткий диск на несколько логических, вы должны знать в каких случаях это можно сделать, а в каких нет. Добавлять принтеры - сетевые и локальные. Изучите что такое "временный профиль", почему он возникает и как с этим бороться.

Корпоративная среда.

В эту группу я отнес Active Directory, домен, его контроллер и все что с этим связано. Конечно изучить такие вещи в домашних условия - совсем непросто, но вполне реально. Каждый из вас может скачать серверную ОС, установить ее на домашний компьютер или виртуальную ОС и запустить все необходимые роли и службы. Скачайте RSAT, посмотрите перед этим несколько обучающих роликов. Это достаточно глубокая тема для изучения и в больших компаниях, есть отельный инженер или системный администратор, который только и делает, что администрирует AD. Не маловажным будет посмотреть видео про Exchange. Вам не придется его настраивать, но подключать почтовые ящики к нему вам придется с вероятностью 99%.

Программное обеспечение.

Microsoft Office 2010 и выше. Тут нет предела совершенству. От оформления табличек в Word до написания макросов в Excel и работы с профилями в Outlook. Нужно четко понимать, что обучение сотрудников работе в этих программах зачастую не входит в обязанности инженера технической поддержки, но просьбы руководства никто не отменял. Настройки автосохранения, поиск потерянных документов, включение и отключение макросов, работа с календарем, все это вы точно должны знать. Хорошо, если вы будете понимать - что будет, если вы удалите профиль почтового ящика в Outlook. Потому что сделав это нечаянно у какого нибудь директора - можно получить микро инсульт.

Браузеры. Сейчас все стало немного проще с появлением движка Blink, почти все браузеры построены на его базе и похожи в настройках друг на друга. Вы должны знать: где хранится история браузера, что такое режим инкогнито, где и как почистить кэш, что такое cookie и почему их чистка может причинить вам большую головную боль. Так же изучайте горячие клавиши браузера - открытие ранее закрытых вкладок например, очень полезная функция (ctrl + shift + T). А вот Explorer вам стоит изучить повнимательнее. Копайтесь в настройках, ищите все что сможете найти: включение и отключение компонентов ActiveX, настройки прокси, доверенные зоны и сайты, настройки уровня безопасности и прочее.

Дополнительное ПО. Тут сложно дать какие-то инструкции, набор дополнительного ПО в разных компаниях сильно отличается. К ним может относиться консультант+, КриптоПро, 1С и прочее. Но бояться их не стоит. Практически везде они работают по своему и вам должны предоставить инструкции по настройке этих программ.

Вот такой вот получился набор навыков. Если вы считаете, что я что-то упустил - напишите об этом в комментариях и не забудьте поставить лайк! А если вы считаете, что обладаете всеми вышеописанными знаниями, и хотите сменить место работы - отправляйте мне свое резюме и я с вами свяжусь. В следующей статье я расскажу как составить резюме, на которое обратят внимание и как готовиться к собеседованию!