Запомнить хореографию - иногда для меня это самое сложное на классе. Когда преподаватель "разжевывает" каждое движение по отдельности, я могу выполнить их прекрасно. А вот когда дело доходит до того, чтобы их соединить, что-то идет не так. Я спотыкаюсь после первого же движения, забываю, что потом. В голове - полный хаос. Я просто не помню, что мне только что показывали.
В какой-то момент эта проблема стала настолько серьезной, что я даже стала бояться идти на класс. Очень не хотелось "тупить" и ничего не мочь с этим сделать. Стало казаться, что ситуация совсем уж безвыходная.
И я стала гуглить в поисках ответа на вопрос "что делать?" Так, кстати, я обнаружила, что я не одна такая. Нашла пару ценных советов. А со временем выработала несколько своих собственных.
В этой статье я собрала все лайфхаки, которыми я пользуюсь, чтобы лучше запоминать хореографию. Это не советы экспертов, но мне они точно помогают.
1. Сначала просто смотрите, а не пытайтесь сразу повторить.
Знаю, это очень сложно. Чувство страха, что я опять буду беспомощно переминаться с ноги на ногу, пока другие делают, гонит меня судорожно повторять каждый чих преподавателя. Но я заставляю себя смотреть. Успокоиться и просто смотреть, не двигаясь. Так запоминается немного легче.
2. Сначала крупные мазки, потом детали.
Если комбинация выглядит очень сложно, я размечаю крупные мазки у себя в голове. Например, так: сначала медленно взмахнули руками, потом шаг вперед, потом арабеск и как бы в нем застыть, а потом пируэт. На этом этапе важно понять направление тела и головы.
А еще я стараюсь подмечать, как эти основные акценты вяжутся с музыкой. Например, полезно отметить у себя в голове, что "застывание" в арабеске связано с красивым проигрышем в музыке. Если сразу же связывать движения с музыкой, понять, что они будто бы подчиняются ей, то запоминание идет в разы легче.
Уже потом, на втором повторении, я пытаюсь включить в исполнение детали: вот здесь нога чуть выше, а вот здесь голова медленнее.
3. Сфокусируйтесь на общей картине, а не на движениях по отдельности.
Для меня это самое сложное. Особенно когда я еще не до конца поняла, как делать некоторые из движений. И тем не менее, я стараюсь начинать строго с общей картины. Если какие-то движения я делаю еле-еле, черт с ним, нагоню в следующих повторениях. Так я решаю свою основную проблему - запомнить, что за чем идет.
4. Когда преподаватель показывает, не делайте сразу в полную силу, а только "размечайте".
Этот этап идет уже после того как вы просто посмотрели. Здесь я стараюсь не делать на полную ногу, а просто размечать движения легкими взмахами рук и ног. Иначе есть риск: отвернувшись в пируэте на пару секунд, упущу важную деталь.
5. Запоминайте, с какой ноги начинаются основные акценты.
Это важно, потому что движения взаимосвязаны: если начнешь с этой ноги, закончишь на той, и потом уже именно с нее удобнее сделать следующее движение. Если начать не с той ноги, есть риск потерять фокус и ритм, пока судорожно меняешь позицию на правильную
7. Если комбинация очень сложная, делайте только ногами, а руки закрепите во второй позиции (подключите их позже).
Это правило постоянно применяют в других танцевальных направлениях: например, в хип-хопе, контемпорари и тд. Казалось бы, ведь руки и ноги так взаимосвязаны в танце, как можно эти вещт учить отдельно. Честно? Не знаю, но это работает. Лично мне помогает.
8. Очень хорошо выучите термины.
Хотя бы те, что вы уже точно слышали на балетных уроках. Выыучить нужно так, чтобы при одном только слове вы точно знали, как ведет себя тело при этом движении. Учить лучше дома: на классах движения не разучивают по одному, а учат сразу в комбинациях.
9. Чем больше классов, тем лучше запоминается.
Это на самом деле так. Чем больше ходишь на классы, тем больше тело начинает находить знакомое в казалось бы новых комбинациях. Мозг начинает привыкает к такому типу нагрузки и перестраивается.
__________
Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @jenia_a.dancer
Группа в Facebook, где можно пообщаться о танцах - A.Dancer: сообщество взрослых танцоров-любителей.