Найти тему

Жизнь, отданная рижской «Вагонке»

Оглавление

Когда-то в Риге был построен самый первый в СССР и один из лучших в мире скоростных пассажирских поездов ЭР-200, который запросто преодолевал отметку в 200 км в час. В свое время мне удалось найти человека, который испытывал этот уникальный состав.

Борис Анатольевич Аникиев. Фото автора
Борис Анатольевич Аникиев. Фото автора

Выпускник Бауманки

Борис Анатольевич Аникиев сначала был инженером-конструктором, а затем работал старшим научным сотрудником рижского филиала НИИ вагоностроения, который располагался непосредственно на территории завода.

– Сам я родом из Ярославля. После десятилетки поступил в знаменитый московский институт имени Баумана на факультет транспорта и машиностроения. На нем стоит остановиться особенно. Этот вуз считается старейшим в России.

Свою историю он ведет еще от Ремесленного учебного заведения, положение о котором еще в 1830 году утвердил сам император Николай I. Качество обучения было очень высоким. Что вскоре отразилось в новом особом названии: Императорское московское техническое училище.

На всемирной выставке в Вене в 1873 году оно было удостоено даже Большой золотой медали. В Российской империи это учебное заведение готовило лучших в стране специалистов в области машиностроения. В советское время бауманский институт еще более окреп, подхватив «царскую» эстафету.

Его окончили многие знаменитые ученые, в том числе конструкторы самолетов и ракет. Скажем, академики Андрей Николаевич Туполев, Сергей Павлович Королев.

Уникальный состав. Фоторепродукция автора
Уникальный состав. Фоторепродукция автора

Лучшие кадры ехали в Ригу

Конечно, рижская «Вагонка», как и другие союзные предприятия, старалась заполучить себе наиболее хорошие техническое кадры в СССР. Борис Анатольевич прибыл в столицу Латвийской ССР в 1964 году. И сразу с головой окунулся в создание экспериментальной силовой установки для поездка ДР-2.

А вскоре огромную фотку этого мощного дизельного красавца на первой полосе разместила ориентированная на иностранную аудиторию газета «Moscow News». Рижская разработка была объявлена очередным выдающимся достижением советских инженеров-конструкторов. На снимке были запечатлена и группа разработчиков, включая Аникиева.

На РВЗ частыми гостями были журналисты всесоюзных газет были частыми гостями. У Бориса Анатольевича то и дело брали интервью «Известия» и другие центральные издания. Завод обслуживал весь СССР, а также поставлял свою продукцию и в страны социалистического лагеря.

Борис Анатольевич Аникиев в молодости. Фото автора
Борис Анатольевич Аникиев в молодости. Фото автора

Разгонялся до двух сотен «кэмэ» в час

В конце 60-х Аникиев создал на предприятии лабораторию по проверке всей новой техники. Каждый узел должен был пройти тщательное тестирование. Так, он лично принимал участие в испытаниях знаменитого высокоскоростного 14-вагонного пассажирского поезда ЭР-200, который запросто разгонялся до двух сотен «кэмэ» в час.

Отсюда цифры в названии. В 1979 году испытания симпатяги с кузовом из алюминиевого сплава были завершены. Как известно, в 1980 году состоялись Олимпийские Игры. Франция предложила свой скоростной поезд. Однако в Москве сказало: «Спасибо, но у нас есть свой!»

- После чего наш ЭР-200 был введен в эксплуатацию на линии Москва-Ленинград. Весь более чем 650-километровый путь занимал всего 3,5 часа. Поезд находился в эксплуатации почти до конца века. Мы использовали все новшества того времени. Брали технологии из авиации, из оборонной промышленности.

В общей сложности в разработке и создании передового для своего времени электропоезда участвовали коллективы более чем 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов! - отметил Борис Анатольевич.

Из архива Бориса Аникиева
Из архива Бориса Аникиева

Интересно, что наша беседа невольно оказалась символической. Дело в том, что известный прибалтийский предприниматель Оскар Фрейвирт в далеком 1895 году получил разрешение от самого российского императора учредить в столице Лифляндской губернии, то есть в Риге частное акционерное общество вагоностроительных и механических заводов «Фениксъ».

Причем уже в дореволюционные времена на предприятии трудилось не одна тысяча человек. Были и особые заказы. Скажем, вагон-ставка для российского императора. В советское времена достижений было, конечно, на порядок больше, поскольку рельсы по всей стране прокладывались ударными темпами.

И на каждой ветке нужны были своих «колеса». К сожалению, сегодня о былых успехах рижской «Вагонки» остается лишь вспоминать с ностальгическими чувствами. Недаром говорят, что разрушать не строить...

Газета времен славной Латвийской ССР. Фото автора
Газета времен славной Латвийской ССР. Фото автора

В лихие 90-е все, что создавалось в течение более чем столетия, было подло растаскано. Воровали по-крупному. В результате кто-то в мгновение ока становился долларовым миллионером. Понятное дело, все проходило под лозунгом борьбы со страшным «оккупационным» наследием.

Ценнейшее оборудование продавалось направо и налево. К сожалению, власти на все закрывали глаза. Самое печальное, что работу потеряли тысячи человек, которые трудились на РВЗ.

Если прибавить членов семей, то удар на себе почувствовали десятки тысяч жителей Латвии. Многие ценные кадры потом уехали, в том числе по приглашению России, где их опыт очень пригодился. В Демихово, в Тверь, в Торжок, в Тихвин.

ЭР-200. Из архива Бориса Аникиева
ЭР-200. Из архива Бориса Аникиева

- Мы потеряли практически все наши «умы», как говорится. И не только мы, а вся Латвия. Потребность в поездах в советское время была огромной. Рижской «Вагонке» не хватало производственных мощностей. Мы были загружены под завязку.

По нынешним временам это кажется каким-то чудом. А тогда мы с уверенностью смотрели с завтрашний день. И думали, что так будет всегда. Ежемесячно выпускали по 600 вагонов для электричек. Каждый месяц выходил шестивагонный дизель-поезд.

Каждый месяц! Причем качество было отменным. Достаточно сказать, что по паспорту срок службы составляет 14 лет. 25 лет – это потолок. Но наши «колеса» бегают уже которое десятилетие. И не сдаются! - отметил Борис Анатольевич Аникиев.

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!