Найти в Дзене

Расул Алиев: «В 2005 году эмигрировал в Штаты, но, приезжая в Баканку, чувствую - я дома»

В Америку семья Расула - мама, он и младшая сестра - уехали по программе переселения турок-месхетинцев из Краснодарского края.

-2

- В России нам тогда так и не дали ни гражданство, ни прописку. Казаки проводили рейды, даже, помню, комендантский час вводился.

- Если бы вы выбрали место компактного проживания где-нибудь подальше от трассы и перевала, то, возможно, вам дали бы остаться, а район Баканского ущелья - стратегический объект - автомобильный и железнодорожный путь к морю, терминал, цементные заводы, нефтебаза. Это был вопрос безопасности.

- В 1989 году мы при­ехали в Россию из Узбекистана, куда наших предков в 1944 году депортировали по сталинскому указу из Грузии. В товарных вагонах. За два месяца пути треть (в основном старики, женщины, дети) погибли.

- Депортировали по обвинению в «пособничестве врагам» - имелась в виду Турция, с которой граничила Месхетия?

- С началом Великой Отечественной войны практически все взрослое мужское население турок-месхетинцев (более 40 тысяч человек) было мобилизовано на фронт. Из них 26 тысяч погибли, восемь человек стали Героями Советского Союза. Мой дед не воевал только потому, что его не взяли по возрасту, но он ветеран труда, честно всю жизнь проработал в СССР, другие мои деды воевали, по линии жены - тоже. О прадеде Али, от которого пошла наша фамилия, в Турции вышла книга. Он был стрелком царской армии Российской империи, как сейчас бы сказали - снайпером.

- У вас его способности не проявились?

- У меня нет, а у шестилетнего сына тяга к оружию невероятная. Возможно, говорят гены прадеда.

- Вы помните жизнь в Узбекистане и события, которые вынудили вас уехать оттуда?

- Мне было 10 лет, когда мы приехали в Нижнебаканскую. В Узбекистане жили в городе Октябрь Гулистанского района, я учился в русской школе. В год нашего переезда в июне 1989 года произошел погром турок-месхетинцев в Ферганской долине. Самая настоящая резня, поэтому правильно говорить о нас - не переехали, а бежали…

- Согласитесь, когда тысячи людей селятся в одном, как мы уже говорили, стратегическом месте, за этим если и не стоят спецслужбы недружественных государств, то, естественно, они могут этим обстоятельством воспользоваться.

- Я согласен, что надо выявлять людей, которые замешаны в деятельности, направленной против государства, но при чем здесь весь народ? В Америке, несмотря на то, что террористическую угрозу связывают с мусульманским миром, на простых жителей этого вероисповедания подозрение не распространяется. Там выявляют подозрительных, работают с ними, остальные пользуются презумпцией невиновности.

- Расскажите о вашей жизни в Штатах. Слышала, переселенцев разбросали по разным городам страны, чтобы не кучковались... Как называется ваш штат?

- Кентукки.

- Вы были рады переезду?

- Нет. Думаю, вам трудно представить, что чувствуешь, когда лишаешься места, где вырос, где остались твои друзья, и не знаешь, вернешься ли ты сюда когда-нибудь, а впереди полная неизвестность…

- Как вас встретили?

- Хорошо. Прямо в аэропорту Нью-Йорка выделили зал, врачи проверили состояние, особенно пожилых людей, измерили давление, успокоили, потому что многие были в состоянии стресса. Там же сразу выдали миграционные карты и разрешения на работу.

- Штат каждая семья выбирала сама?

- Нет. Как мы могли что-то выбрать, если ничего об Америке не знали? В школе нам говорили только, что Америка - наш враг. Вот и все знания.

- Вам предоставили жилье?

- Да, в городе Нью-Джерси. Позже мы поселились в Луисвилле, прославленном знаменитым боксером Мохаммедом Али, который здесь проживал. Через неделю я нашел работу. Пилил сухие ветки деревьев по заданию муниципалитета и по частным заявкам.

- А специальность у вас была?

- После школы я окончил в Крымске шестимесячные курсы по ремонту радиоэлектроники, но в Америке эти знания и умения оказались невостребованными, потому что, когда что-то ломается, вещь просто выкидывают и покупают новую. Я сейчас тоже так делаю.

- А сейчас вы кем работаете?

- Дальнобойщиком. Права я еще в России получил. С дядей, который жил в Баканке (кстати, мы к нему из Узбекистана приехали) и тоже работал дальнобойщиком, мы ходили в рейсы, так что эту работу я знал.

- В Америке пришлось снова получать права?

- Это было легко. Через интернет посмотрел экзаменационные вопросы. Там есть возможность выбрать язык, но на русском был такой ужасный перевод, что я выбрал английский. Без дополнительной учебы сдал теорию, потом прошел практический экзамен на вождение и получил права. Они, кстати, в Америке часто служат основным документом. Можно не предъявлять паспорт, если показал права.

- За эти годы объездили всю Америку?

- Да. Бывает, вожу грузы в Канаду. Раньше работал практически без выходных, бывало, месяца по три. Сейчас, когда появилась семья, дети (их у нас уже четверо), в субботу и воскресенье отдыхаю.

- Женились на американке?

- Нет, на девушке из Крымска. В девичестве ее фамилия была Хуршудова, зовут Альбина. Мы познакомились с ней в Америке, а наши родители давно друг друга знали, еще по Узбекистану.

-3
-4

- А ваши дети уже совсем американцы?

- Конечно, их Родина уже там, но, кроме английского, они знают русский и турецкий языки. Самый старший - Джамал - учится в школе, Тимур в этом году пойдет в первый класс, Микаил ходит в детский сад, а Жасмин родилась 9 мая прошлого 2016 года.

Жасмин
Жасмин

- В Америке День Победы не отмечают?

- Я отмечаю. Вывешываю на дом российский флаг. Когда вижу удивленные взгляды соседей, объясняю: «Это не значит, что русские вас захватили. Просто праздник у нас сегодня большой», - и рассказываю им о Дне Победы.

- А они что?

- «Да, пожалуйста», - говорят. Американцы вообще очень неагрессивный народ, можно сказать, на грани пофигизма относятся к тому, кто ты, откуда приехал, что ты там вешаешь у себя во дворе.

У меня в обеих машинах - и в легковой, и в грузовой - на лобовом окне - триколор. Никто никак на это не реагирует. Говорят, в Филадельфии, где целые районы заселены выходцами из СНГ, после 2014 года из-за российской символики были столкновения с украинцами, но я в такие ситуации не попадал.

Тимур
Тимур

- Как относятся в Америке к туркам-месхетинцам?

- Во-первых, как я уже говорил, их не интересует, откуда ты и кто по национальности, туда со всего мира приезжают, поэтому никто не придает значения ни цвету кожи, ни разрезу глаз. Во-вторых, мы для них - русские. По акценту определяют, что приехали из России, а в детали не вдаются. Кстати, когда я год жил в Турции (с 99-го по 2000-й), там меня тоже называли русским. На самом деле это очень страшно, когда ты везде чужой. Не иметь Родины, наверное, одно из самых горьких испытаний.

- Вы сказали, что, приехав в Нижнебаканскую, почувствовали, что вернулись домой.

- Да, здесь прошло мое детство, молодость. В первую очередь я посетил семью дяди, встретился с друзьями, с учителями, которые уже не работают, нашел их адреса. Был у друга-казака в Анапе. Все встречают радостно, с застольем…

- Как у вас казак в друзьях оказался?

- Давно дружим. Не поверите, но у меня в Нижнебаканской было прозвище Атаман. Появилась она после того, как в комендантский час нас с другом Вовкой остановил казачий рейд и отправил к местному атаману, который должен был решить нашу судьбу - наказывать нас или нет. Я четко ответил на все вопросы, рассказал, где мы были, почему задержались и так далее. Атаману понравилась такая открытость и конкретность, он и произнес: «Молодец, вырастешь - атаманом будешь». Вовка всем эту историю рассказал, и пошло… Приехал, родственники и друзья встречают словами: «О! Атаман приехал!»

- Лично у вас конфликты с казаками были?

- Помню, когда мы ушли от дяди на съемное жилье, потому что его семья разрасталась и в доме становилось тесно, и поселились в так называемом городке, на выезде из Нижнебаканской, к нам пришел казачий рейд с проверкой документов. Стали выяснять, на каких правах мы здесь живем без прописки и без гражданства, кто нам сдает жилье. А хозяйка, тетя Таня, сама была из казачьей семьи. Ее вызвали на административную комиссию, не помню, заплатила ли она штраф, но нас, судя по всему, отстояла. Так что и казаки казакам - рознь.

- Многие вас расспрашивают, как эмигрировать в Штаты?

- Задают такие вопросы, но я отвечаю, что нам было проще, мы ехали по приглашению и сразу получили все права… Хотя мой знакомый несколько лет в Америке нелегально жил и работал. Женился на американке, через пять лет получил гражданство. Но это рискованный и непростой путь…

- А вы быстро получили гражданство?

- Через год нам дали грин-карту на 10 лет, ее можно было бесконечно продлевать. Если бы я тогда знал все нюансы, так бы и сделал. А сейчас американское гражданство мешает мне получить российское.

- Зачем?

- Я бы хотел работать там, а жить здесь.

- Какая в Америке средняя зарплата?

- Самая минимальная оплата труда - 10 долларов в час. Переработка - более 40 часов в месяц - оплачивается по двойному тарифу, но тогда и налоги выше, так что в ней нет особого смысла.

- А цены российские от американских сильно отличаются?

- Насколько я могу судить, не очень.

- Каким образом можно получить второе гражданство?

- Если бы у меня было российское перед тем, как уехать в Америку, все было бы проще. Я уже дважды писал заявки, представлял документы, что в России жил, учился, родился в СССР, но пока отказывают…

- Какая сторона: американская или российская?

- И те, и другие требуют, чтобы я отказался от американского гражданства, прежде чем получу российское. И если американцы делают это формально, в принципе им все равно, они обычно закрывают глаза на это свое требование, то российская сторона - принципиально. А как я теперь могу отказаться от американского гражданства, если семья живет в Америке, жена и дети - граждане США.

- Что дало бы вам второе гражданство?

- Гораздо легче было бы приезжать в Россию, не нужно было бы каждый раз получать визы, я мог бы оставаться здесь больше чем на 3 месяца.

- Что вам в Америке больше всего не нравится?

- То, что люди совершенно безразличны друг к другу. Да, здороваются, улыбаются, но общение очень поверхностное. Прожили 8 лет на одном месте, а с соседями мы как были чужими людьми, так и остались. Проработал 5 лет в одном коллективе - все индифферентны друг к другу полностью. У нас товарищи по работе - это друзья, родные люди, соседи - тоже, а там нет…

- Но уровень жизни в Америке выше?

- Да. Многое в стране контролирует государство. Установлены нормы минимального прожиточного минимума, и если семья выходит за их рамки, выделяется пособие.

- Вам долго помогали?

- Пока не увидели, что мы встали на ноги. С этого времени мы сами стали оплачивать коммуналку.

- Чем занимается в Америке ваша мама?

- По образованию мама была педагогом начальных классов, но работать по специальности она не могла ни в России, ни в Америке. В 2007 году мама погибла в автомобильной катастрофе.

- Дом, который вам выделили в Америке, стал вашей собственностью?

- Я купил себе новый. Кстати, не так давно. Можно было и раньше позволить себе собственное жилье, но нам было тяжело, потому что в семье я работал один, жена дома с детьми.

-7

А в тех семьях, где работают двое-трое, приобретают дома через 2-3 года. В нашем штате он стоит примерно 40-50 тысяч долларов. Можно взять ипотеку под 3,5 процента. Когда был кризис, вообще под 0 процентов выдавали, чтобы рынок недвижимости не стоял. Бывают кредитные ставки 0,5 процентов.

-8

- А в Америке кризис уже закончился?

- Да.

- Что в России лучше, чем в Америке?

- Для меня Россия - это дом. Мне кажется, здесь все вкуснее: фрукты, овощи, пирожки… Люди здесь родные, даже друзья и знакомые… Я бы очень хотел, чтобы мои дети жили и учились в России, но, к сожалению, судьба распорядилась так, что это уже невозможно....

Сын обидел маму, в наказание отец всех побрил (и себя заодно). Виноватого видно по недовольному лицу.
Сын обидел маму, в наказание отец всех побрил (и себя заодно). Виноватого видно по недовольному лицу.

Они не понимают американские мультфильмы, смотрят советские и современные российские, обожают мультик «Маша и медведь». Думаю, здесь у них было бы более полноценное детство. Американские дети сидят по домам, в компьютерах, мои резвятся на улице, тянут меня на рыбалку. У старшего была задержка речи. Не умственная, а именно речи, его учили общаться жестами. Но и с этой проблемой он гораздо сообразительнее своих американских сверстников. Из-за задержки речи за ним посылали специальный автобус. За всеми остальными детьми один, за ним - другой. А мы, помню, чапали в дождь по грязи, в холод, но при этом были счастливы. Причем гораздо больше, чем эти дети, которых школьный автобус забирает практически с порога дома.

Не очень хочется в школу...
Не очень хочется в школу...

- Вас все эти годы не отпускает ностальгия?

- Я считаю Россию своей страной. И, да, я очень скучаю… Иногда специально приезжаю в магазины Филадельфии, в русские районы, чтобы сходить в магазин и услышать от русской продавщицы грубоватое: «Что вам?!» В американских магазинах спрашивают: «Могу ли я вам чем-то помочь?» или «Что вам предложить?» А здесь: «Что вам?!» И не обижаешься, наоборот, как будто вернулся в свое прошлое, где, в общем-то, не считая некоторых моментов, все было хорошо.

- Многие переселенцы сожалеют, что переехали?

- Некоторые пожилые люди, не имеющие возможности съездить на Родину по состоянию здоровья, даже плачут. У меня здесь детство прошло, и такая тяга, такая тоска, а представьте, что чувствуют те, кто еще теснее связан с покинутой страной, те, кто здесь воевали, у кого здесь могилы родственников и большая часть прожитой жизни…

- Но те, кто вернулись, сейчас называют это ошибкой. И ностальгия у них быстро прошла.

- Тоже знаю людей, которые возвращаются, потом снова уезжают, и так несколько раз… Но скажу так: нет ничего хорошего, когда чувствуешь себя из-за всего этого как бы разрезанным на части… Что-то уже там, что-то здесь… Думаю, человек, у которого есть Родина, чувствует себя более счастливым и цельным.

Беседовала Лариса Сафронова