Найти тему
Мозаика

Как спланировать день школьнику, чтобы на все хватало времени

Как правильно составить список дел на день школьнику?

В семье ученика начальной школы Феди Забывакина — довольно идеальные условия: он один у мамы с папой, а дома всегда есть бабушка, которая накормит обедом. Мальчик сам ходит на кружки и секции и делает домашние задания — можно только позавидовать. Но Федя только осваивает умение планировать свои дела, поэтому время от времени допускает ошибки. На них и предлагает учиться все успевать автор книги «Тайм-менеджмент для школьника».

Совершенно неожиданно и совсем не вовремя на Федю свалилось огромное количество дел. Выяснилось, что приближается юбилей школы и учителя решили провести большой концерт с участием всех классов. Федины одноклассники должны были на концерте декламировать стихи, петь и танцевать, а ему самому дали выучить целых два стихотворения.

В то же время на уроке информатики они приступили к работе над проектом. Феде досталась роль журналиста: ему поручили подготовить репортаж о концерте известного исполнителя или группы и написать статью в газету. Да не просто написать, а ещё и оформить материал с учётом того, что газета будет цветная.

Разумеется, всё это надо было делать на компьютере. И прежде всего Феде предстояло понять, как вообще пишется и оформляется статья, — выяснить, как делят текст на абзацы, как выбирают шрифты, из каких элементов состоит оформление статьи. И конечно, нужно было как следует разобраться с текстовым редактором MS Word, который Федя, честно говоря, знал не очень хорошо.

В довершение ко всему на следующий день им много задали по русскому языку и математике.

А между тем папа накануне принёс с работы на пару дней DVD с фильмом про жизнь бегемотов, и Феде очень хотелось его посмотреть.

Фёдор уже знал: чтобы все успеть и ничего не забыть, нужно составить план дел на день. Поэтому, придя из школы, он сразу же этим и занялся. План получился таким.

-2

Первыми шли домашние задания по русскому языку и математике, поскольку они были на завтра. Потом Федя решил разобраться с проектом по информатике. Дальше предстояло выучить стихи, поскольку близилась репетиция концерта. После всего этого Федя собирался погулять с Васей Минуткиным, а папин фильм запланировал посмотреть вечером, когда родители вернутся с работы, — вдруг им тоже захочется.

Собственный план Феде очень понравился, и, пообедав, он принялся его выполнять. Феде казалось, что времени у него ещё очень много. Однако, едва сделав задание по русскому, он обнаружил, что пора бежать на английский. Вернувшись домой, он опять сел заниматься. Вскоре с работы пришла мама, а вслед за ней и папа, и Федю позвали ужинать. Он пришёл на кухню расстроенный и озабоченный.

— Не знаю, что делать, — со вздохом признался он. — Составил план, а выполнить его ну совсем не успеваю.

— Давай свой план, дружище, — бодро сказал папа. — Будем разбираться... Ух ты, ну и планище — это же на несколько дней работы!

— Я думал, всё быстро сделаю, — вздохнул Федя.

— А ну-ка попробуем посчитать, — предложил папа. — Смотри, справа у тебя гибкие дела. Рядом с каждым из них сейчас прикинем, сколько времени оно займёт. А кое-что ты уже сделал, поэтому можно даже точно написать, сколько времени ушло. Диктуй, а я писать буду.

— Ну, русский я сделал минут за сорок, — стал вспоминать Федя. — С английского пришёл в полшестого и стал делать математику. Её точно час делал.

— Так, — записывал папа. — Ну и дальше что?

— А дальше я искал в Интернете, как пишется статья и как она оформляется. Как нашёл, так с тех пор и читаю, больше не успел ничего.

— Ага, сейчас у нас семь, а с полседьмого ты ищешь и читаешь, стало быть, полчаса. И сколько тебе ещё читать, по твоим прогнозам?

— Думаю, после ужина ещё минут двадцать точно. Но это же ещё не все, ещё надо узнать про шрифты и абзацы, а после разобраться с «Вордом». А на это часа два уйдёт, не меньше.

— Понятно. А потом ещё стихи, я вижу, учить надо.

-3

— Да нет, папа. Это я только подготовлюсь, а потом саму статью надо писать. Я пока даже и не знаю, сколько это времени займет. Раньше думал, что немного, а теперь мне уже кажется — может, вообще часа три.

— Чудесно, давай так и напишем — три часа, раз точно не знаем. А на стихи ты сколько отведёшь?

— Ну, уж стихи-то я за полчаса постараюсь выучить.

— Прекрасно, пишем 30 минут. Что у тебя дальше в плане?

— Дальше-то всё хорошо: погулять да кино посмотреть.

— Ну и сколько времени ты планировал гулять?

— Ты серьёзно, папа? К тому времени уже ночь настанет.

— Погоди, погоди, мы же просто определяем время на наши дела. Допустим, ты хотел бы погулять часок, а потом кино посмотреть, это где-то часа полтора. Вот и всё: время, которое нам придётся потратить на гибкие дела из правой части плана, мы прикинули. Давай-ка теперь всё это время суммируем. Получается ни много ни мало... ух ты, целых 10 часов 30 минут! Ну а теперь самое интересное: считаем время, которое у нас есть фактически.

— А как мы это узнаем? — удивлённо спросил Федя.

— Очень просто — посмотрев в левую часть плана и подсчитав свободные интервалы времени. Давай считать вместе. Ты пришёл из школы в два часа, так?

— Так.

— Значит, до двух ты нашими делами заниматься никак не мог. Считаем оставшееся время. До английского у нас остаётся два часа, а после него до десяти часов вечера — пять часов. Стало быть, всего семь часов.

— Да быть не может! — ахнул Федя.

— Ну вот, посмотри сам. — Папа передал план с пометками Феде и попросил маму налить чаю.

А Федя стал внимательно изучать то, что получилось.

-4

— Значит, что же выходит, мне не хватает трёх с половиной часов?

— На самом деле тебе не хватает гораздо больше: мы же с тобой не учли время на обед и дорогу на английский и обратно. А это ещё часа полтора. Так что у тебя не семь часов, а семь за вычетом 1 часа 30 минут, то есть 5 часов 30 минут. А вот теперь считай, сколько на самом деле тебе не хватает.

— Получается, мне нужно ещё целых пять часов! — ужаснулся Федя.

— В том, что так произошло, нет ничего страшного, — вмешалась мама. — Просто ты теперь понял, что план должен быть реалистичным. Это означает, что следует включать в него столько дел, сколько ты реально сможешь выполнить, и не более того.

— Но как же мне тогда надо было составить план, если у меня на сегодня так много дел? — с сомнением протянул Федя.

— Давай подумаем, а действительно ли была необходимость выполнять их сегодня все и при этом полностью? — спросила мама.

— Ну, русский с математикой точно надо, их на завтра задали.

— Согласна, оставляем. Ещё что точно нужно?

— Про статью всё узнать, думаю, тоже нужно.

— Я тоже так думаю. Значит, оставляем время на то, чтобы найти и прочитать, как пишется и оформляется статья, и выяснить про шрифты и абзацы. Соответственно, нам понадобится сегодня не два часа, как планировали, а всего час. А завтра мы тоже выделим час на то, чтобы разобраться с «Вордом». И завтра же напишешь саму статью.

А сегодня лучше выучить стихи, вдруг действительно репетицию завтра назначат. Фильм придётся тоже отложить, зато прогулку с Васей откладывать не будем. Более того, я бы прогулку запланировала сразу после английского, пока ещё светло на улице. Или вообще после обеда. Тогда у нас с тобой ещё полчаса свободного времени остаётся, как раз на ужин. Вот, смотри, как было бы правильно спланировать день.

-5

— Ух ты, классно, — восхитился Федя. — А как же мне сегодня быть?

— А сегодня пока идём по плану. Смотри, после ужина, то есть начиная с половины восьмого, ты продолжишь читать. Дочитаешь, это 20 минут, затем узнаешь про шрифты и абзацы, то есть ещё час, и выучишь стихи — 30 минут. Таким образом, на всё это уйдет 1 час 50 минут. Так что выполнять дела сегодня ты закончишь в 21:20. Конечно, с Васей гулять будет поздновато, а вот как ты смотришь на то, чтобы мы всей семьей отправились на полчасика на улицу ― подышать перед сном?

— Супер! — закричал Федя. — Вот бы каждый день так!

Как составить список дел? Укажи в колонке слева жёсткие дела, а справа — гибкие (с учётом их приоритета). Рядом с каждым делом напиши, сколько времени оно займёт. Подсчитай общее время, которое ты потратишь на выполнение запланированного в правой части списка, а потом свободное время в левой части. Если его будет меньше, чем тебе необходимо, сократи количество запланированных дел, оставив только более важные, а менее важные перенеси на следующий день.

Из книги «Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять»

-6

Если ваш ребенок учится в школе, вам наверняка знакома ситуация, когда у него ни на что не хватает времени. Уроки, секции, занятия с репетитором… а ведь еще хочется погулять с друзьями, поиграть и посмотреть кино, повозиться с домашними питомцами и пообщаться с родителями. В новой книге Марианны Лукашенко, автора бестселлера "Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей" в увлекательной и доступной форме объясняются самые популярные техники тайм-менеджмента. Освоив их, ребенок научится планировать свой день, находить время для занятий, игр и полноценного отдыха. Эти навыки помогут ему стать более организованным и ответственным, научиться ставить цели и достигать их, что обязательно поможет ему в будущей взрослой жизни. Каждая глава сопровождается замечательными сюжетными цветными иллюстрациями Владимира Федорова.