Красивый фильм и страшная сказка
Николас Виндинг Рефн, режиссёр фильма "Только Бог простит", часто называет себя в интервью "новым Андерсеном". У Ханса и Николаса действительно можно найти общего - оба уроженцы Дании и любители путешествовать.
Андерсен был глубоко религиозным человеком. К сожалению, его сказки доходили до советских детей в сильно цензурированном виде - упоминание Бога безжалостно вычёркивалось, исчезали целые абзацы, искажался первоначальный смысл. К примеру, в оригинале Герда победила Снежную Королеву с именем Бога на устах, а когда они с Каем вернулись домой их бабушка читала Евангелие.
Датские детишки, в том числе и Николас Виндинг Рефн, не сталкивались с советской цензурой и читали сказки Андерсена в оригинале.
"Новому Андерсену" очень нравится формат сказки - вроде и развлекательный, но имеющий особый посыл. Герой отправляется в путь, где встретит много трудностей, сможет преодолеть препятствия (а по сути - себя) и вернётся уже другим, лучшей версией себя, или же сломается и станет антагонистом. "Тысячеликий герой" собрал под своим крылом и систематизировал эти истории, став универсальный мономифом.
Сложно ассоциировать современный триллер в стиле нео-нуар со сказочным жанром, но даже само название фильма "Только Бог простит" является отсылкой к произведению Андерсена.
Визуал и аудиал
Ещё несколько интересных деталей. В фильмах Рефна много ярких красок, контрастов и неона (мёртвого света). Это хороший пример того, как человек смог обратить свой недуг в свою изюминку - в жизни Николас страдает от дальтонизма, не различая оттенков, поэтому на экране особое внимание уделяет цвету и свету.
Звук в этом фильме тоже достоин особого внимания, хотя бы потому, что для саундтрека использовался удивительный инструмент кристал-баше (Cristal Baschet). Изначально он был создан как арт-объект французскими инструменталистами-художниками Бернар и Франсуа Баше в 1952 году.
Звук кристал-баше создает "уникальное чувство меланхолии и дурных предчувствий", говорит Клифф Мартинес, бывший барабанщик Red Hot Chili Peppers, который работал с Николасом Виндингом Рефном над саундтреками для фильмов "Драйв" и "Только Бог простит".
Клифф Мартинес использовал звучание кристал-баше в ремейке "Соляриса", а затем и в картине "Драйв". По его словам, он был ошеломлен, когда понял, как романтическая мелодия, исполненная на этом инструменте, подходит и для сцены финальной драки.
Враг настоящего искусства - это хороший вкус, смешанный с безопасностью.
Николас Виндинг Рефн
Действие фильма происходит в Бангкоке. Джулиан (Райан Гослинг) вместе с братом Билли управляет клубом по тайбоксу, но основной доход им приносит контрабанда наркотиков. Однажды Билли убивает малолетнюю проститутку. Полицейский, прибывший на место преступления, позволяет отцу убитой девушки отомстить за дочь. Из США приезжает жестокая и властная мать братьев (Кристин Скотт Томас), она тоже жаждет возмездия. Джулиан начинает поиски виновных...
Далее мы узнаём, что Джулиану пришлось бежать из США после убийства собственного отца. Как, почему? Скорее всего, тут тоже не обошлось без влияния его матери (отсылка к "Леди Макбет" Шекспира). Для Джулиана его мать всегда была непоколебимом авторитетом, при этом он не может, не считает себя достойным прикоснуться к другой женщине - Эдипов комплекс здесь показан во всей красе.
Кристин Скотт Томас смогла воплотить на экране образ настоящей злой ведьмы. По признанию актрисы, тяжелее всего ей далась сцена в ресторане, где она должна была наговорить кучу гадостей своим партнерам по съёмкам. Примечательно, что эти ругательства выдумывали Гослинг с режиссёром - они искали такие болевые точки, которые бы задели каждого. И действительно, персонажа Кристин Скотт Томас к финалу начинаешь ненавидеть всё больше и больше.
Джулиан много раз за фильм смотрит на свои руки, принесшие столько боли и крови другим. Он мучается чувством вины. Свою казнь он принял смиренно. Судить и осуждать, карать и мстить может каждый, а прощает действительно только Бог...
Благодарю за внимание и приятного просмотра!