Найти в Дзене
Океан Между Нот

Аплодисментами сыт не будешь. Донаты, подарки, премии и прочие стимулы композиторов

Кому не нравится получать подарки? Нет таких.

Как часто вы сами дарите по крупному? Впрочем, о чём это я? Чтобы меценатствовать нужно не только получить впечатление, но и располагать кругленькими суммами на банковских счетах.

Когда пришло СМС о пополнении счёта
Когда пришло СМС о пополнении счёта

Когда у Надежды Филаретовны фон Мекк закончились денежные средства и обнаружились миллионные долги, она безусловно не разлюбила музыку Петра Ильича Чайковского, но финансировать его перестала. До этого прискорбного для композитора момента он получал от неё 6000 рублей ежегодно на протяжении десятилетия "просто так", на творчество.

Немного отставал от фон Мекк царь Александр III "Миротворец". В 1881 году Чайковскому перепало от него единовременно 3000 рублей серебром, а в 1887 году композитору была пожизненно пожалована государева пенсия также в размере 3000 рублей.

На коронацию любимого царя в 1883 году Чайковский вымучил кантату "Москва", за что ему выпал "сектор приз" эквивалентный 1500 рублей. Композитор пожелал получить наличкой, однако вместо денег прислали кольцо с большим и красивым перстнем. Не долго думая, Пётр Ильич снёс его в ломбард, получив 375 рублей. На утро он обнаружил потерю бумажника с деньгами и квитанцией.

"Надежда умирает последней", - подумал Чайковский и написал о своей беде Надежде Филаретовне, получив через пару дней от неё 1000 рублей.

У Иоганна Себастьяна Баха в качестве благодарности от барона Германа фон Кайзерлинга появился в хозяйстве золотой кубок наполненный сотней луидоров. Бах написал страдающему от бессонницы барону серию вариаций на клавесине. Их должен был играть на ночь юный музыкант Иоганн Гольдберг.

Музыкальная пауза. Первую Гольдберг-вариацию исполняет Мария Вениаминовна Юдина.

Вы ещё не спите? Сейчас уснёте.

За спиной практически каждого известного композитора стоял богатый дядя, ну или тётя.

Например, барон Готфрид ван Свитен оказывал патронаж всей "старовенской троице".

Йозеф Гайдн признавался, что чиновник подкидывал ему порой "несколько дукатов". Именно благодаря его моральной, организационной и финансовой поддержке композитор создал три оратории: "Семь слов Спасителя на кресте", "Сотворение мира" и "Времена года".

Вольфганг Амадей Моцарт получил от него нечто большее, чем деньги.
В личной библиотеке ван Свитена находились партитуры Баха, Генделя и других мастеров барокко. Барон целенаправленно знакомил Моцарта с искусством контрапункта. По сути, музыкальный язык гения классицизма был сформирован Готфридом ван Свитеном.

После преждевременной смерти Моцарта ван Свитен помог вдове в организации похорон, и далее поддерживал её деньгами. В январе 1793 года он спонсировал благотворительное исполнение "Реквиема", сборы от которого в 300 дукатов пошли в пользу Констанции Моцарт.

Людвиг ван Бетховен также попал в сферу влияния ван Свитена. Он прошёл интенсивный "курс молодого бойца" в доме барона, который также, как и в случае с Моцартом, развивал его интерес к музыке Генделя и Баха.

Обучение начиналось в половине девятого вечера и продолжалось несколько часов, в течение которых Бетховен должен был отыграть множество произведений. Упор делался на баховские фуги. Довольно часто композитор оставался ночевать в доме своего патрона. Из письма барона Бетховену:

Если вам не помешают в эту среду, я хочу видеть вас у себя дома в 8:30 вечера с ночным колпаком в сумке. Дайте мне свой немедленный ответ.

Свою Первую симфонию Бетховен посвятил ван Свитену.

Музыкальная пауза. Менуэт из бетховенской симфонии исполняют берлинские филармоники под руководством Герберта фон Караяна.

Бывает, что более успешные композиторы протежируют начинающих авторов.

Николо Паганини - гениальный менеджер впечатлений - мог позволить себе купить не только титул барона, но и столетний альт работы Антонио Страдивари. На уникальном инструменте захотелось исполнить что-нибудь оригинальное. Он обратился к французскому композитору Гектору Берлиозу с предложением написать ему нечто "в стиле Фантастической симфонии ... для оркестра, хора и альта соло".

Берлиоз создал симфонию для солирующего альта "Гарольд в Италии", которая совсем не устроила Паганини, привыкшего к обилию трудноисполнимых пассажей и искромётной виртуозности. Однако, услышав симфонию в живую, музыкант пришёл в неописуемый восторг. Он выбрался на сцену, встал перед Берлиозом на колени и вроде как целовал ему руки.

Сей театральный жест был подкреплён на следующий день чеком на 20 000 франков. К чеку прилагалась записка:

Бетховен мёртв, и лишь Берлиоз способен его воскресить!

Эти деньги помогли композитору при создании следующего шедевра - симфонической поэмы "Ромео и Джульетта".

Музыкальная пауза. Orgie de brigands - финал "Гарольда". Исполняет Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Колин Дэвис.

Ещё несколько фактов.

Хорошо, когда о твоём обеспечении заботится государство.

Финское правительство в 1898 году предоставила Яну Сибелиусу годовой грант в размере 3000 марок. Первоначально он планировался на десять лет, но за это время композитор стал национальным достоянием. Действие премии было продлено. Пожизненно.

Летом 1923 года Игорь Фёдорович Стравинский начал получать деньги от загадочного поклонника из США, который настаивал на своей анонимности, называясь "Madame". Композитору было обещано 6000 долларов в течение трёх лет. Первый чек был на 1000 долларов.

За три года до этого французская кутюрье Коко Шанель сделала роскошный подарок "Русскому балету" Сергея Дягилева на восстановление в репертуаре "Весны священной" Стравинского. Сумма составила 300 000 франков.

В это время семья композитора проживала в парижском особняке Шанель по её приглашению.

Финальная музыкальная пауза. Фрагмент "Весны священной" исполняет Ференц Фричай в сотрудничестве с берлинскими филармониками.

Эта была статья из цикла "Доходы и расходы знаменитых композиторов". Ссылки на все публикации канала "Океан между Нот" вы легко найдёте в постоянном Каталоге всех статей, нарративов и видео.

А мне осталось рассказать вам традиционную несмешную байку:

Однажды в Вене к Гектору Берлиозу подбежал маленький живой человечек:
- Господин Берлиоз, я страстный поклонник вашего грандиозного таланта. Прошу позволения, нет ... умоляю разрешить прикоснуться к руке, написавшей "Ромео и Джульетту"!
С этими словами он вцепился в рукав композитора и блаженно застыл.
- Сударь, - осторожно тронул его за плечо Берлиоз, - держитесь лучше за другой рукав: я имею обыкновение писать правой рукой.

Понравилась статья? Лайкни, репостни в соцсетях, оставь комментарий или помоги материально.