Найти тему
Пиши правильно!

Зачем учителя диктуют бессмысленные тексты

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Если в тетрадке ребенка обнаружится подобный текст, какая реакция будет у вас? Удивление? Смех? Негодование? Некоторые родители начинают даже подумывать о карательной психиатрии для учителя! Такие возмущенные реплики встречаю в соцсетях:

– Разве нет осмысленных текстов?!

– Зачем моему ребенку ломают мозг?!

И прочее в этом же духе.

Но не стоит бросаться с копьями на «защиту» мозга ребенка. Тем более, что никакого ущерба знакомство с такими «лингвистическими сказками» никому не причинило. И упражнениям с подобными текстами есть вполне разумное объяснение.

Возможно, вы помните, что слово можно рассматривать с разных точек зрения: фонетики (звукового состава), морфемики (состава слова: приставки, корни, суффиксы, окончания), лексики (значения слова), морфологии (отнесенности его к определенной части речи), этимологии (истории слова), синтаксиса (роли слова в высказывании).

Так вот, чтобы лучше понять формальные законы морфемики и синтаксиса, удобно рассматривать слово вне его лексического значения. Тут на помощь и приходят «пуськи бятые».

Например, мы не знаем, кто такая «калуша» и «калушаточки», но, благодаря уменьшительно-ласкательному суффиксу -очк-, понимаем, что калушаточки – маленькие, скорее всего, это детки калуши.

Что характеристика «некузявые» – отрицательная. Это показывает приставка не-.

Что зюмо-зюмо – наречие, образованное от прилагательного «зюмый» суффиксальным способом.

Давайте рассмотрим фразу: «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке». Даже не понимая смысла предложения, мы можем сказать, что предмет речи (подлежащее) здесь – Калуша. Действие (сказуемое) – сяпала. Обстоятельство места – по напушке.

Умение видеть формальные признаки, отбрасывая лексическое значение, будет кстати и при изучении иностранных языков.

Так что, если учитель вашего ребенка использует нестандартные методы, то не стоит вызывать ему психиатра, а лучше спросить, для чего он это делает и поблагодарить за поиски интересных материалов к уроку и небанальный подход.