Найти в Дзене
Про Обувь

Лапти. Экскурс в этнографию народов России

К этнографии я была неравнодушна всегда. Недавно мы с мамой говорили о лаптях. Оказалось, что слово «лапотник» встречалось даже в самых древних русских текстах – например, в «Повести временных лет». Мне стало интересно как же плели лапти. Изучая данную тему, я обнаружила настолько большое разнообразие видов лаптей. Расскажу вам о них подробнее в данной статье.

Лапти назывались по-разному в зависимости от вида плетения, материала и местности, в которой они были распространены. Лапти плелись мужчинами для всего семейства: жены, детей, родителей и др. Лапти пользовались спросом преимущественно в селах, горожане предпочитали обувь из кожи. Сельчане же надевали лапти не только в рабочее время, но и на праздники, ярмарки и др.

Гроховский 182-й пехотный полк, Волынская губерния, 1917 год (фото: kulturologia.ru)
Гроховский 182-й пехотный полк, Волынская губерния, 1917 год (фото: kulturologia.ru)

Считается, что само название произошло от слова «лапа». Плели #лапти из коры, в первую очередь, липы. Для одной пары лаптей требовалось, примерно, три молодых липовых дерева в возрасте от четырех до шести лет.

Позже лапти стали плести и на продажу. Нередко такую обувь сочетали с онучами, тканью белого, черного или коричневого цвета, в которую оборачивали ступню и голень, а после надевали сами лапти.

Плели лапти в основном мужчины (фото: wordpress.com)
Плели лапти в основном мужчины (фото: wordpress.com)

Праздничные лапти называли писаными. Их головки выплетались из очень узких полосок лык разнообразными узорами. Бакары – лапти из лыка.

Материалом для изготовления лаптей служила древесная кора липы, ивы, березы, вяза или можжевельника. А для изготовления использовали деревянную колодку, кочедык и узкие полоски лыка, около 1 см. Наибольший интерес вызывают, безусловно, способы плетения. Лычные полосы могли укладываться перпендикулярно при технике прямого плетения или под тупым, или острым углом друг к другу при технике косого плетения.

Лапти
Лапти

В зависимости от того, сколько полос использовалось для плетения, выделяли лапти-пятерики, шестерики, семерики. Зимой, например, плели и толстые лапти при помощи 12 полос.

Девочки в зимних лаптях, Федот Сычков
Девочки в зимних лаптях, Федот Сычков

Носили лапти круглый год. Длинными шнурами, оборами, их привязывали к ноге. Помимо самих лаптей были распространены такие названия, как: ходоки, чуни, ступни, плетенки, верзни, бакари, олочики и лакомеи.

Ходоки (не единственное название) – это низкая обувь на плотной подошве с круглой головкой и загнутым кверху носком. Распространена была в Воронежской, Курской и Харьковской губерниях. Вязали ее крючком или иглой из пеньковых веревок. Чуни же довольно поздняя для русского крестьянства обувь, носили ее зимой и летом дома и на работу. Во второй половине XIX века она была известна в Архангельской, Вологородской, Московской и других губерниях.

Ходоки или чуни
Ходоки или чуни

Ступнями (берестяниками) называли обувь из кожи или бересты в зависимости от местности. На большей же части Европейской России ступнями называли обувь, плетенную косым плетением из бересты, с высоким широким голенищем. Ступни всегда стояли у крыльца избы. Так хозяева, выходя на улицу, могли их быстро надеть. А ещё термин верзни был распространен в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях. Хотя внешний вид был схож со ступнями.

Плетёнками называли женскую обувь из разноцветных полосок ткани, типа летних глубоких туфель, стягивавшихся сверху на шнурок. Плетенки были распространены в Калужской, Тульской и Рязанской губерниях.

Плетёнки
Плетёнки

С лаптями было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней. А лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный в реку, вызовет в засуху дождь. По традиции вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным.

Сувенирные лапти, Сортавала. Фото из путешествия по Карелии
Сувенирные лапти, Сортавала. Фото из путешествия по Карелии

Каждый раз, задумываясь о быте прошлого, я понимаю насколько это хрупко. В мире остается все меньше и меньше людей, которые могут рассказать нам об истории того или иного обычая, предмета и т.д. Мы как никто другие обязаны трепетно хранить такие воспоминания для будущего поколения.