Найти тему
Александр Дедушка

Чему удивляется Иисус Христос?

Кроме того, что Он был истинным Богом, Иисус Христос был и истинным человеком, потому испытывал и переживал разнообразные чувства и эмоции. В Евангелии говорится, что Он скорбел, плакал, страдал, грустил, гневался, радовался, жалел, огорчался, возмущался…

Говорится и о том, что Иисус Христос удивлялся. Однако если внимательнее присмотреться к тому, чему Он удивлялся, удивительная вырисовывается картина. Удивительная своим постоянством.

Иисус Христос удивляется всего двум «вещам», двум проявлениям человеческой души, двум ее свойствам, которые на поверку оказываются даже суть единым ее проявлением. Просто у одних это есть, у других этого нет.

Речь идет о вере. Или о вере и неверии.

Даже нам, читающим эти строки, становится удивительно, с каким постоянством это человеческое качество вызывает удивление у Сына Божьего.

Давайте сначала присмотримся к случаям удивления по поводу сильной веры.

Вот римский сотник просит исцелить своего слугу. Господь Иисус намеревается пойти к нему домой и сделать это, но тот говорит, что не достоин такой милости. Скажи, мол, просто слово – и слуга выздоровеет. Если его слова и повеления немедленно исполняют его слуги, то уж слова И. Христа тем более будут немедленно выполнены.

Вот реакция Иисуса Христа на это:

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Мф. 8.10.

И после этого выполняет исполненную такой верой просьбу сотника – слуга его немедленно становится здоровым.

Такое же удивление вызывает у Иисуса Христа случай с женщиной-хананеянкой, которая просила исцелить свою беснующуюся дочь.

Видимо, проверяя ее веру, Иисус Христос не спешит это сделать, говоря о том, что послан только к израильтянам, и что «не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но та не отступает и, полностью смирившись с предложенной характеристикой, говорит, что «и псы едят крохи, которых падают со стола господ их».

Вот реакция И. Христа:

«Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Мф. 15. 28.

Но подобное же удивление вызывает у Иисуса Христа и отсутствие веры у людей.

В Евангелии сказано, что в своем родном «отечестве» - Галилее – Иисус Христос столкнулся с неверием своих сородичей:

«И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их.
И дивился неверию их». Мк. 6.6.

Удивительно то, что такое массовое «неверие» приводит даже к приостановке способности к чудотворению. Только единицы из Его соотечественников удостаиваются исцеляющей Божьей милости.

Итак, Иисус Христос во всем многообразии человеческих проявлений удивляется только вере и неверию. О чем это может говорить?

Удивление – это всегда человеческая реакция на неожиданность. Удивляешься тогда, когда не ожидаешь того, что произошло, а оно происходит.

Такая возможность удивления исходит из человеческой ограниченности, от того, что человек далеко не всезнающ и не может предположить наличие некоторых причинно-следственных связей, приводящих к тем или иным явлениям, кажущимся человеку неожиданными и вызывающими у него удивление.

Господь Иисус Христос, разумеется, всезнающ в Своей Божественной ипостаси. Но в человеческом своем проявлении Он тоже был ограничен, как и все люди.

Однако недостаток человеческого знания Он всегда мог компенсировать за счет Божественной премудрости. Так Ему ничего не стоило проникнуть в человеческую голову и прочитать в ней мысли. Об этом говорят многие места в Евангелии.

Однако даже для Него были удивительны проявления человеческой веры и неверия.

Видимо, вера – это нечто настолько совершенное и великое в человеке, что исходит непосредственно от Самого Бога. Это, кстати, подтверждается Евангельским текстом:

«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар». Еф. 2.8.

Значит, вера – это нечто, исходящее от Самого Бога Отца, и Иисусу Христу в Его человеческой ипостаси, было закрыто изначально знание о ее наличии или отсутствии.

Отсюда неожиданность в столкновении с нею (или ее отсутствием) и закономерное чувство удивления.

Так что, обращаясь к верующим, давайте еще раз порадуемся! Мы обладаем сокровищем, ни с чем не сравнимым в этом мире.

Это ЛИЧНЫЙ ДАР самого БОГА-ОТЦА. Дар, которого не удостоились многие и многие из наших соотечественников.

Будем же благодарны за этот ДАР.