Найти в Дзене
Память Даурии

Первая Русская революция. Большевистская агитация в забайкальских станицах.

В период Первой Русской революции, большевики понимая, что их позиции пока еще очень слабы, стремились обеспечить себе популярность среди крестьянства. Большевики стали говорить о союзе пролетариата со всем крестьянством и считали, что важнейшей работой социал-демократов должна стать революционная агитация в деревне.
В. И. Ульянов (Ленин) говорил:
«Марксистская агитация должна исходить из местных, конкретных, наиболее назревших нужд крестьян».
Если говорить проще, то агитаторы должны подстраивать большевистские идеи под конкретный контингент. Сразу вспоминается знаменитое: «Ты за большевиков, или за коммунистов?».
Проводить агитацию в деревне, по плану большевиков, должна была сельская интеллигенция, учителя. В Забайкалье этим занимались учителя из казаков С. Колобов – учитель Тагуновского двухклассного училища, С. Шилов – учитель Новотроицкой станицы, П. Номоконова – учитель Усть-Уровского двухклассного училища. Также для пропаганды привлекались казаки, связанные с Читинским комитетом РСДРП, - М. Судаков из станицы Ломовской, А. Матренинский и В. Деревцов из Сретенской станицы, Л. Лоншаков из Куларской станицы, А. Плотников и К. Судаков из Ботовской станицы. Этим товарищам предстояло «окучить» огромное поле неокрепших умов. Посеять ростки будущей Великой Смуты. У большевистских пропагандистов в Забайкалье сразу же возникли трудности. Хоть сами они и были из казачьей среды, но «дух казачий» им был чужд, или же они накрепко вытравили его из себя.

Забайкальские казаки. Фото начала 20 века. Из фондов МУК "БРКМ".
Забайкальские казаки. Фото начала 20 века. Из фондов МУК "БРКМ".

Сословная замкнутость и самодостаточность казаков была серьезным препятствием для агитаторов. Казакам с детства внушали, что они являются привилегированным военным сословием, сродни средневековому рыцарству, верными защитниками Отечества, Веры и Царя. Неслучайно потомки старинных рыцарски родов служили в казачьих войсках. Например, барон П.Н. Врангель служил во 2-ом Верхнеудинском полку, а барон Р.В. Унгерн служил в 1-ом Аргунском полку. Военизированный быт, верность традициям и вольности казачества - все это затрудняло проникновение в казачью среду большевистских, революционных идей. Поэтому после провозглашения Читинской республики в 1905 году, Читинский комитет РСДРП стал рассылать по станицам тысячи своих прокламаций: «К казакам», «Ко всем казакам Забайкальской области» и другие подобные. Типографии в Чите работали и ночью. Знаменитый Д. И. Кривоносенко лично ездил по деревням и станицам, призывал крестьян и казаков подняться на борьбу с «царизмом». В прокламации « К казакам», говорилось о тяжелом положении казачества, что они не привилегированное сословие, а крепостные на военной службе. В другой прокламации говорилось, что верность традициям разоряет казачество. Казаков подводили к мысли, что крестьянам живется лучше чем им. Что им лучше быть крестьянами, а не казаками.
Говорилось:
«Казака, который не может купить обмундирование, снаряжение и лошадь, как несчастного раба в варварских странах, как барского крепостного былых времен, запродают на работу по дешевой цене, пока не возместит затраченное».
В поселках Шишкино и Бурень, казаки выступили против воинской повинности.
Конечно многое в прокламациях было правильного, о земельном вопросе, о Кабинетных землях.
« Много земель в Забайкалье, конца и краю не видно им, но начальство и здесь сумело устроить вам малоземелье».
Прокламации призывали казаков забрать земли Кабинета себе. Казаки Титовской станицы вынесли приговор об изъятии Кабинетных земель. В приговорах Куенгской, Маккавеевской, Ундинской, Аргунской, Торгинской станиц говорилось о захвате Кабинетных земель.
В Новотроицком училище, Шилов устраивал митинги. Писарь Желтуринского станичного правления Д. Стогний составлял и рассылал в казенных пакетах антиправительственные требования по всем соседним станицам. Также он составил собственное «Воззвание к казакам» в котором призывал станичников выносить приговоры. Аналогично поступали и в Маккавеево, Сретенске. Невиданный доселе поток прокламаций и воззваний гулял меж забайкальских станиц. Революционное движение в станицах Забайкалья заключалось в основном в организации митингов большевистскими агитаторами и подписанием революционных приговоров.
Приговоры высылались в Читинский комитет РСДРП.
Чем сильнее революция набирала обороты, тем больше возрастали аппетиты большевиков. 15 декабря 1905 года Куенгинский станичный сход требовал созвать Всенародное Учредительное собрание, в Маккавеево требовали упразднение казачьего сословия и введение всеобщего подоходного налога, требовали поделить земли и имущество правлений.
Из требований видно, что интересы казачества отходят на десятый план, выдвигаются масштабные политические и экономические требования. Это связано с тем, что большевики чувствовали себя в Чите хозяевами положения, казаки и селяне на данном этапе сыграли свою роль для большевиков. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить».

М. И. Губельман (Ярославский). Общественное достояние.
М. И. Губельман (Ярославский). Общественное достояние.

Видный революционер и член РСДРП Е. М. Ярославский (прим. Миней Израилевич Губельман) подчеркивал, что забайкальские станичники находятся под полным влиянием большевиков.
В 1906 году выступая на конференции боевых организаций РСДРП, он заявил:
«У меня имеется целый ряд приговоров казачьих сходов, и в них ясно отражено влияние социал-демократической программы». Большевики Забайкалья правильно поняли идею Ленина о «союзе пролетариата с крестьянством». Последующее десятилетие делалось все, чтобы раскачать основы казачества и по полной использовать разрушительный потенциал крестьянства, известный большевиками из истории России.
Конечно многие казаки еще в Первую революцию поняли, что их используют для реализации чуждых им интересов и амбиций. Это понимание вылилось в мощное антибольшевистское сопротивление в годы Гражданской войны, в провозглашение Белой Забайкальской государственности.

Использованная литература:
1. Азиатская Русь, 1906.
2. М. К. Ветошкин. Сочинения.
3. А. Я. Воронина. О революционном движении в забайкальских казачьих станицах. 1980.
4. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, Том 4.
5. Энциклопедия Забайкалья.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.
Подписывайтесь на
группу в VK.