Найти тему

Преподавание английского: варианты, плюсы, минусы, нюансы

Оглавление

Если верить Сократу, есть три профессии от бога: учить, лечить и судить. Даже если в целом вы определились — «учить», и не чему-нибудь, а английскому, то рано или поздно встает выбор «формата».

Основных вариантов три: учитель английского языка в «классической» школе, «соло»-репетитор по английскому и преподаватель в онлайн-школе (есть и промежуточные). Расскажем о преимуществах и недостатках каждого варианта — в том числе неочевидных и не общеизвестных, — опираясь на которые вам будет проще сделать выбор.

Учитель английского языка в школе

+

  • Стабильная зарплата.
  • Официальный трудовой стаж.
  • Предсказуемая, хоть и очень небольшая, пенсия.
  • Опытный педагогический коллектив.
  • Высокий авторитет педагога — большинство людей по-прежнему относятся к профессии с уважением и благодарностью.
  • Наличие учеников «по умолчанию» — в каждом классе их более чем достаточно, в среднем, 30 человек, в подгруппах по английскому — 15; учитель английского обычно «ведет» несколько классов.
  • Методическая база — предусмотренные Министерством образования программы и стандарты.
  • Дневное время работы — официально так, но многие школьные педагоги перерабатывают.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск и официальные больничные.
  • Школа, в целом, заинтересована в том, чтобы вы были или стали профессионалом, поэтому по возможности подтягивает ваши знания — отправляет на курсы повышения квалификации, организует мероприятия по обмену знаниями и опытом.

  • Небольшая зарплата, особенно на старте, на которую трудно влиять (есть ставки, система тарификации и категорий).
  • Много бумажной работы и организационных особенностей (педсоветы, совещания, обязательное участие в про-государственных мероприятиях, например, спортивных городских соревнованиях и т.п.).
  • Слабая техническая база — во многих школах, за исключением гимназий, лицеев и т.п.
  • Слабая заинтересованность учеников — многие старшие школьники уже осознают важность владения английским языком для быстрого старта в профессии и успешной карьеры в целом, но до этого понимания еще нужно «дорасти».
  • Возрастной коллектив, зачастую с морально устаревшими знаниями и подходами — ситуация сейчас меняется, но в небольших городах учить детей в школах буквально некому, выпускники педагогических вузов в школу идут неохотно, и коллективы «омолаживаются» медленно.
  • Работа от звонка до звонка, практически офисный график и формат работы, никакой удаленки (за исключением дистанционного обучения во время карантинов, самоизоляций и других чрезвычайных ситуаций).
  • Необходимость проверять домашние задания (в огромных количествах).
  • Полная занятость — в большинстве случаев, так как преподавателей в школах остро не хватает.

Нюанс: Основная проблема школьных учителей, в том числе учителей английского, — выгорание. Нагрузка большая, оплата несоразмерная, требований много, родители активно вмешиваются в учебный процесс, не всегда понимая принципы оценивания, слишком большое количество учеников в классах (и тем большее количество домашних заданий, которые надо проверять!) — всё это приводит либо к усталости от работы, либо к разочарованию в профессии.

Вам это подходит, если:

  • вы потомственный школьный педагог, и о другом пути не мечтаете;
  • у вас пока мало опыта в профессии, вы недавний выпускник вуза;
  • вам нужна стабильность;
  • вы ищете работу для души и по призванию, а источник постоянного дохода у вас есть.

Репетитор по английскому языку

+

  • Доход зависит только от вас — сколько часов занятий проведете, столько денег и получите.
  • Гибкая и/или частичная занятость.
  • Мотивированные ученики — психология человека такова, что он больше вкладывает труда в том, за что платит из собственного кармана (в отличие от школы, где за образование платит государство).
  • Возможность преподавать из любой точки мира, где есть стабильный интернет.
  • Право самостоятельно устанавливать цену на свои услуги — в том числе довольно высокую, если есть спрос.
  • Отсутствие формальных начальников — хотя в контексте репетиторства «начальником» становится ученик или его родители.
  • Возможность работать со взрослыми учениками — если с детьми скучно/неинтересно или преподаватель не любит детей (такое бывает, и это нормально).
  • Работа в выходные дни и в вечернее время — так удобнее для учеников, которые днем учатся/работают.
  • Никакой отчетности по работе — нужно лишь, чтобы ученик показывал хороший результат (большинству родителей, например, этого достаточно).
  • Свобода профессионального самовыражения — возможность подходить к делу максимально творчески, использовать собственные идеи и методики.

  • Отсутствие трудового стажа, если не «легализоваться» или использовать не классическую схему (например, режим самозанятости или).
  • Непредсказуемая пенсия. В случае если репетиторство — основная и единственная работа или подработка, о пенсии нужно позаботиться самостоятельно, делая добровольные пенсионные отчисления или откладывая на накопительный/инвестиционный счет.
  • Отсутствие оплачиваемого отпуска и больничных (если работаете в режиме самозанятого или по договору ГПХ).
  • Необходимость самому искать учеников — это непростая задача, потому что очень высокая конкуренция на рынке, и соревноваться за внимание потенциальных учеников нужно не только с другими профессионалами, но и с онлайн-школами, у которых большие бюджеты на рекламу/маркетинг.
  • Сложности с поиском учеников, если преподавательский опыт небольшой, и сарафанное радио еще не заработало.
  • Самостоятельное обеспечение технической базы — покупка качественного ноутбука и гарнитуры, оплата стабильного интернета с высокой скоростью.
  • Самостоятельная разработка методической базы — но есть и те, кто делают как бог на душу положит.
  • Необходимость развивать личный бренд репетитора — это трудоемко и требует времени, терпения.
  • Проверка домашних заданий — их количество зависит от нагрузки.
  • Никто, кроме вас самих, не заинтересован в том, чтобы вы были или стали профессионалом.

Нюансы:

  • Высокий риск выгорания, когда ради достойного дохода репетитор берет слишком много учеников и работает без отдыха и отпусков. Репетиторство — тот же фриланс, а фрилансеры выгорают в среднем каждые 5-7 лет.
  • Для нормального дохода и отличной репутации репетитору необходимо «отрастить» огромную самодисциплину и приобрести навыки самоорганизации.

Вам это подходит, если:

  • вы студент старших курсов;
  • вы пока не определились, «ваш» ли это путь, проводите «тест-драйв» профессии;
  • вы рассматриваете репетиторство в качестве подработки;
  • вы молодая мама в декрете, у которой есть кому присмотреть за ребенком.

Преподаватель английского языка в онлайн-школе

+

  • Зарплата, которая зависит от нагрузки и ставки школы — в целом, предсказуемая, но гибкая.
  • Мотивированные ученики — услуги школы стоят недешево, и ученики (или их родители) стараются «отбить» вложенные деньги достойными результатами.
  • Возможность преподавать из любой точки мира, где есть стабильный интернет.
  • Гибкая и/или частичная занятость.
  • Возможность влиять на свою ставку — повышая профессионализм и рейтинг в системе (до определенных пределов).
  • Молодой, амбициозный, «болеющий» профессией коллектив единомышленников.
  • Наличие учеников — задача их находить и убеждать лежит на школе.
  • Методическая база — предусмотренные школой программы, методики, задания и проч. (плюс возможность привносить в обучение что-то свое).
  • Отличная техническая база — на преподавателе компьютер и стабильный интернет, школа предоставляет современную обучающую платформу (такая есть не у всех онлайн-школ, некоторые ограничиваются «живыми» уроками по скайпу).
  • Огромная информационная поддержка — вебинары, каналы в телеграме и ютубе в помощь преподавателю, готовые материалы по ОГЭ/ЕГЭ и многое другое.
  • Возможность работать со взрослыми учениками — если с детьми скучно/неинтересно или преподаватель не любит детей.
  • Работа в выходные дни и в вечернее время — аналогично репетиторству.
  • Отсутствие необходимости проверять домашние задания (в некоторых случаях, если у школы есть платформа, которая проверяет задания).
  • Возможность профессионального роста — если преподаватель живет в небольшом, провинциальном городе/поселке, где мало вакансий для преподавателей английского, и в целом невысокий уровень преподавания.
  • Минимальная отчетность по работе.
  • Школа очень заинтересована в том, чтобы вы были или стали профессионалом, выстроена система внутреннего самообразования, — например, школа предоставляет бесплатные учебные материалы, дает доступ к разным курсам повышения квалификации, помогает в получении международных сертификатов (не всегда, зависит от школы). В целом, высокий профессионализм преподавателя важен для репутации онлайн-школы.

  • Отсутствие трудового стажа, если не «легализоваться» или работать не по классической схеме (например, по договору ГПХ или как самозанятый).
  • Отсутствие оплачиваемого отпуска и больничных (зависит от школы).
  • Необходимость соответствовать внутренним требованиям школы, регулярно проходить ассессмент и проверки на профпригодность.
  • Необходимость иметь дома тихое и спокойное место (к сожалению, такое место есть не у всех).
  • Зарплата средняя по рынку и имеет верхний потолок (в сутках только 24 часа).

Нюансы:

  • Для успешной работы требуется самодисциплина и самоорганизация.
  • Есть школы, которые оформляют официально, но и доход в итоге там может быть ниже (с учетом налогов, которые за преподавателя отчисляет школа).
  • Бывает, что нужно проводить бесплатные вводные занятия (в некоторых школах они оплачиваются, если ученик продолжит обучение).
  • Возможно обучение за счет компании и помощь в получении профессиональных сертификатов — за высокие баллы учеников.

Вам это подходит, если:

  • вы студент старших курсов;
  • вам нужна подработка;
  • вы молодая мама, у которой есть кому присмотреть за ребенком;
  • вы стремитесь к work-life balance;
  • вы амбициозный профессионал, который стремится попасть в развивающую среду и приобрести полезное окружение.