Если верить Сократу, есть три профессии от бога: учить, лечить и судить. Даже если в целом вы определились — «учить», и не чему-нибудь, а английскому, то рано или поздно встает выбор «формата».
Основных вариантов три: учитель английского языка в «классической» школе, «соло»-репетитор по английскому и преподаватель в онлайн-школе (есть и промежуточные). Расскажем о преимуществах и недостатках каждого варианта — в том числе неочевидных и не общеизвестных, — опираясь на которые вам будет проще сделать выбор.
Учитель английского языка в школе
+
- Стабильная зарплата.
- Официальный трудовой стаж.
- Предсказуемая, хоть и очень небольшая, пенсия.
- Опытный педагогический коллектив.
- Высокий авторитет педагога — большинство людей по-прежнему относятся к профессии с уважением и благодарностью.
- Наличие учеников «по умолчанию» — в каждом классе их более чем достаточно, в среднем, 30 человек, в подгруппах по английскому — 15; учитель английского обычно «ведет» несколько классов.
- Методическая база — предусмотренные Министерством образования программы и стандарты.
- Дневное время работы — официально так, но многие школьные педагоги перерабатывают.
- Ежегодный оплачиваемый отпуск и официальные больничные.
- Школа, в целом, заинтересована в том, чтобы вы были или стали профессионалом, поэтому по возможности подтягивает ваши знания — отправляет на курсы повышения квалификации, организует мероприятия по обмену знаниями и опытом.
−
- Небольшая зарплата, особенно на старте, на которую трудно влиять (есть ставки, система тарификации и категорий).
- Много бумажной работы и организационных особенностей (педсоветы, совещания, обязательное участие в про-государственных мероприятиях, например, спортивных городских соревнованиях и т.п.).
- Слабая техническая база — во многих школах, за исключением гимназий, лицеев и т.п.
- Слабая заинтересованность учеников — многие старшие школьники уже осознают важность владения английским языком для быстрого старта в профессии и успешной карьеры в целом, но до этого понимания еще нужно «дорасти».
- Возрастной коллектив, зачастую с морально устаревшими знаниями и подходами — ситуация сейчас меняется, но в небольших городах учить детей в школах буквально некому, выпускники педагогических вузов в школу идут неохотно, и коллективы «омолаживаются» медленно.
- Работа от звонка до звонка, практически офисный график и формат работы, никакой удаленки (за исключением дистанционного обучения во время карантинов, самоизоляций и других чрезвычайных ситуаций).
- Необходимость проверять домашние задания (в огромных количествах).
- Полная занятость — в большинстве случаев, так как преподавателей в школах остро не хватает.
Нюанс: Основная проблема школьных учителей, в том числе учителей английского, — выгорание. Нагрузка большая, оплата несоразмерная, требований много, родители активно вмешиваются в учебный процесс, не всегда понимая принципы оценивания, слишком большое количество учеников в классах (и тем большее количество домашних заданий, которые надо проверять!) — всё это приводит либо к усталости от работы, либо к разочарованию в профессии.
Вам это подходит, если:
- вы потомственный школьный педагог, и о другом пути не мечтаете;
- у вас пока мало опыта в профессии, вы недавний выпускник вуза;
- вам нужна стабильность;
- вы ищете работу для души и по призванию, а источник постоянного дохода у вас есть.
Репетитор по английскому языку
+
- Доход зависит только от вас — сколько часов занятий проведете, столько денег и получите.
- Гибкая и/или частичная занятость.
- Мотивированные ученики — психология человека такова, что он больше вкладывает труда в том, за что платит из собственного кармана (в отличие от школы, где за образование платит государство).
- Возможность преподавать из любой точки мира, где есть стабильный интернет.
- Право самостоятельно устанавливать цену на свои услуги — в том числе довольно высокую, если есть спрос.
- Отсутствие формальных начальников — хотя в контексте репетиторства «начальником» становится ученик или его родители.
- Возможность работать со взрослыми учениками — если с детьми скучно/неинтересно или преподаватель не любит детей (такое бывает, и это нормально).
- Работа в выходные дни и в вечернее время — так удобнее для учеников, которые днем учатся/работают.
- Никакой отчетности по работе — нужно лишь, чтобы ученик показывал хороший результат (большинству родителей, например, этого достаточно).
- Свобода профессионального самовыражения — возможность подходить к делу максимально творчески, использовать собственные идеи и методики.
−
- Отсутствие трудового стажа, если не «легализоваться» или использовать не классическую схему (например, режим самозанятости или).
- Непредсказуемая пенсия. В случае если репетиторство — основная и единственная работа или подработка, о пенсии нужно позаботиться самостоятельно, делая добровольные пенсионные отчисления или откладывая на накопительный/инвестиционный счет.
- Отсутствие оплачиваемого отпуска и больничных (если работаете в режиме самозанятого или по договору ГПХ).
- Необходимость самому искать учеников — это непростая задача, потому что очень высокая конкуренция на рынке, и соревноваться за внимание потенциальных учеников нужно не только с другими профессионалами, но и с онлайн-школами, у которых большие бюджеты на рекламу/маркетинг.
- Сложности с поиском учеников, если преподавательский опыт небольшой, и сарафанное радио еще не заработало.
- Самостоятельное обеспечение технической базы — покупка качественного ноутбука и гарнитуры, оплата стабильного интернета с высокой скоростью.
- Самостоятельная разработка методической базы — но есть и те, кто делают как бог на душу положит.
- Проверка домашних заданий — их количество зависит от нагрузки.
- Никто, кроме вас самих, не заинтересован в том, чтобы вы были или стали профессионалом.
Нюансы:
- Высокий риск выгорания, когда ради достойного дохода репетитор берет слишком много учеников и работает без отдыха и отпусков. Репетиторство — тот же фриланс, а фрилансеры выгорают в среднем каждые 5-7 лет.
- Для нормального дохода и отличной репутации репетитору необходимо «отрастить» огромную самодисциплину и приобрести навыки самоорганизации.
Вам это подходит, если:
- вы студент старших курсов;
- вы пока не определились, «ваш» ли это путь, проводите «тест-драйв» профессии;
- вы рассматриваете репетиторство в качестве подработки;
- вы молодая мама в декрете, у которой есть кому присмотреть за ребенком.
Преподаватель английского языка в онлайн-школе
+
- Зарплата, которая зависит от нагрузки и ставки школы — в целом, предсказуемая, но гибкая.
- Мотивированные ученики — услуги школы стоят недешево, и ученики (или их родители) стараются «отбить» вложенные деньги достойными результатами.
- Гибкая и/или частичная занятость.
- Возможность влиять на свою ставку — повышая профессионализм и рейтинг в системе (до определенных пределов).
- Молодой, амбициозный, «болеющий» профессией коллектив единомышленников.
- Наличие учеников — задача их находить и убеждать лежит на школе.
- Методическая база — предусмотренные школой программы, методики, задания и проч. (плюс возможность привносить в обучение что-то свое).
- Отличная техническая база — на преподавателе компьютер и стабильный интернет, школа предоставляет современную обучающую платформу (такая есть не у всех онлайн-школ, некоторые ограничиваются «живыми» уроками по скайпу).
- Огромная информационная поддержка — вебинары, каналы в телеграме и ютубе в помощь преподавателю, готовые материалы по ОГЭ/ЕГЭ и многое другое.
- Возможность работать со взрослыми учениками — если с детьми скучно/неинтересно или преподаватель не любит детей.
- Работа в выходные дни и в вечернее время — аналогично репетиторству.
- Отсутствие необходимости проверять домашние задания (в некоторых случаях, если у школы есть платформа, которая проверяет задания).
- Возможность профессионального роста — если преподаватель живет в небольшом, провинциальном городе/поселке, где мало вакансий для преподавателей английского, и в целом невысокий уровень преподавания.
- Минимальная отчетность по работе.
- Школа очень заинтересована в том, чтобы вы были или стали профессионалом, выстроена система внутреннего самообразования, — например, школа предоставляет бесплатные учебные материалы, дает доступ к разным курсам повышения квалификации, помогает в получении международных сертификатов (не всегда, зависит от школы). В целом, высокий профессионализм преподавателя важен для репутации онлайн-школы.
−
- Отсутствие трудового стажа, если не «легализоваться» или работать не по классической схеме (например, по договору ГПХ или как самозанятый).
- Отсутствие оплачиваемого отпуска и больничных (зависит от школы).
- Необходимость соответствовать внутренним требованиям школы, регулярно проходить ассессмент и проверки на профпригодность.
- Необходимость иметь дома тихое и спокойное место (к сожалению, такое место есть не у всех).
- Зарплата средняя по рынку и имеет верхний потолок (в сутках только 24 часа).
Нюансы:
- Для успешной работы требуется самодисциплина и самоорганизация.
- Есть школы, которые оформляют официально, но и доход в итоге там может быть ниже (с учетом налогов, которые за преподавателя отчисляет школа).
- Бывает, что нужно проводить бесплатные вводные занятия (в некоторых школах они оплачиваются, если ученик продолжит обучение).
- Возможно обучение за счет компании и помощь в получении профессиональных сертификатов — за высокие баллы учеников.
Вам это подходит, если:
- вы студент старших курсов;
- вам нужна подработка;
- вы молодая мама, у которой есть кому присмотреть за ребенком;
- вы стремитесь к work-life balance;
- вы амбициозный профессионал, который стремится попасть в развивающую среду и приобрести полезное окружение.