Из инструментов запоминания школа дала нам только зубрежку
В школе меня заставляли учить стихи. Одно время я пытался их зубрить, но это требовало много времени и энергии, а я был ленивым. И у меня просто упала мотивация.
С 4 по 10 класс я больше стихов не зубрил.
Но года четыре назад, когда я еще только начинал свою карьеру экспертного развития памяти, мне нужно было выучить стих, чтобы после исполнить его под гитару.
Зубрить его я, конечно же, не стал. Но открыл для себя такую вот технику:
Техника легкого запоминания без зубрежки
Первое, что нужно сделать, это разбить стих по блокам из 4 или 6 строчек и прочитать первый блок. Нужно быть не просто пассивным читателем, а вникнуть в суть.
Вот пример:
“Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…”
(А.Пушкин)
И мы такие представляем:“Буря мглою небо кроет”... - Ага! Буря!
И далее:“Вихри снежные крутя”. - То есть, понимаем.
После как вы прочитали, ваша вторая задача — придумать образы для первых слов каждой строчки и зарисовать их. После зарисовки три раза проговорить строчку.
Вот пример, где “Буря мглою небо кроет”.
Так, первое слово, “Буря”. У меня будет нарисована такая тучка черная, а из нее дождь и молния.
“Вихри снежные крутя”, - вихри, но вихрь у меня такого вида как смерч.
“То, как зверь, она завоет”. “То, как” - эти первые слова мы пропускаем. Далее идет “зверь”. “Зверь” - для меня это будет такой (плюшевый) медведь. Чтобы не забыть “То, как” я нарисую прямо на медведе “т.к.”
На третьем этапе вам нужно закрепить блок в кратковременную память.
Для этого вы просто закрываете рукой свое творчество и по памяти вспоминайте картинки каждой строчки, проговаривая строчку.
Вы вспоминаете: “Так, у меня там была такая буря”, - и вы проговариваете “Буря мглою небо кроет”.
Далее, следующая картинка: “У меня был вихрь” - “Вихри снежные крутя”.
Потом третья картинка: “Зверь. Там еще “т.к.” была на звере”. - “То, как зверь, она завоет”.
И так проделываете со всем блоком.
После того как вы это сделали, перед вами возникают 2 варианта событий.
Первый. Вы смогли вспомнить весь блок по памяти. Если да, - я вас поздравляю, переходите к следующему блоку и проделывайте то же самое.
Если не смогли, то посмотрите на ту строчку которую не вспомнили, посмотрите на картинку и три раза повторите строчку.
К примеру, я не вспомнил, что в третьей строчке был “зверь” с “т.к.”. Подсматриваю строчку: “То, как зверь, она завоет”. - И три раза проговариваю: “то, как зверь, она завоет”, “то, как зверь, она завоет”, “то, как зверь, она завоет”.
Проговорили, снова закрываете и снова пытаетесь по памяти вспомнить все картинки и все строчки, то есть целый блок по картинкам.
Далее снова два варианта событий.
Первый, вы смогли выучить блок. Если “да”, то переходите учить следующий блок.
Если вы не смогли, - значит, проделываете то же самое с первым блоком.
Таким образом запомните все стихотворение. После того, как запомнили все блоки, - вспомните стихотворение целиком.
Если смогли вспомнить — вы молодец. Если не смогли, - значит, находите точку, которую не вспомнили, и снова проговаривайте 3 раза, смотрите на картинку и снова вспоминайте весь стих целиком.
После того, как вы это сделали, стих будет запомнен вами примерно на 1-7 дней. В идеале повторите его перед сном. Если перед сном повторить, он у вас закрепиться железно.
Зачем вам учить стихи?
Если вы школьник или студент, - вам это надо. Если вы более взрослый, то, возможно, есть стихи, которые вам нравятся. Может, вы романтик.
Вообще, иметь в запасе 5-8 стихов, - это прикольно.
А еще это увеличивает активный словарный запас, ну и вашу память.
Вы наверное скажете что это долго, тяжело. Лучше уж их зубрить, чем там картинки рисовать, что-то проговаривать, повторять… Жесть!
Но вы будете неправы, если так подумаете. Выучив 1 стих, вы будете делать позже это в 3 раза быстрее.
Пока вы это делать не умеете, поэтому вам кажется тяжело. Программирование тоже тяжело, пока за него не возьмешься. Поэтому нужна небольшая тренировочка.
Например, я на заучивание одного блока стиха тратил раньше минуты три, потому что все это долго делалось. А теперь я четыре таких блока запоминаю за 4-6 минут.
Зубрежкой стих учиться дольше минимум в 3 раза. Также, зубрежка требует очень частого, частого и частого повторения, чтобы стих не забылся.
Мнемотехникой же стих запоминается практически с одного повторения (прочтения), а также не требует повторений. Требуется повторить стих лишь 1 раз через десять минут и перед сном. Все!
Один только нюанс: в этой технике можно запоминать только стихи с короткими строчками и не сложными словами.
Есть такой стих, к примеру, как стихотворение Фета:
“Где нимфа резвая, покинув горный ток,
Вплетает гиацинт в свой розовый венок,
На мирных пажитях, в лесу прохладной Иды,
Где землю посещать привыкли Ураниды,
Сияньем царственной красы окружены,
Красавцу пастырю предстали три жены.”
В таком стишке строчки все длинные, слова нереально сложные. Таким методом этот стих не выучишь.
Если эта статья наберет 40 лайков, - я напишу, как запоминать стихи с длинными строчками и сложными словами. Также с помощью этой техники можно будет научиться запоминать поэмы.
А вот видео образец:
Обязательно подпишитесь на канал вот здесь, чтобы не пропустить эту статью, когда она выйдет. Логично же?