Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!
В 2016 году на российские экраны вышел удивительный фильм...
Уже заранее, собираясь на премьеру «Дуэлянта», АвторЪ, признаться, был в некотором замешательстве: многочисленные рецензенты упрекали его в «исторических неточностях» и «киноляпах». Предположительно планировавшийся после просмотра пост «РусскАго Резонёра» предвещал много занудного копошения в документальном материале с целью обличения авторов сценариуса и режиссера в исторической лаже. Слава Богу, этого не понадобилось!..
Крайне странны упомянутые упреки уважаемых коллег в том, чего в фильме нет и быть не может. Ибо действие «Дуэлянта» хоть и происходит в 1860-м году (как значится в титрах), но вовсе не в Российской Империи. Вернее так: в ней, конечно, но в АЛЬТЕРНАТИВНОЙ Российской Империи. В некоторой державе, в столице которой – тоже Санкт-Петербурге – все время идут дожди, грязь непролазная, строится что-то вроде Казанского собора (хотя в реальной Российской Империи оный был построен в 1811 году) и вообще – государство выглядит малоаппетитным и практически непригодным для проживания в нём. Что-то вроде диктатуры корпораций в «Бегущем по лезвию бритвы» Ридли Скотта. В этой державе нет практически никаких законов;
- здесь можно лишить личного дворянства представительницу старинного рода Колычевых за убийство, совершенное сыном (странная история!);
- здесь можно дуэлировать направо и налево совершенно открыто и никому ничего за это не будет (меж тем давайте вспомним хотя бы те крайне деликатные и секретные приготовления к дуэли меж Пушкиным и Дантесом! Не говоря уж о последствиях, сулящих дуэлянтам абсолютно точно – ничего хорошего. Это могли быть каторга, разжалование в рядовые, ссылка на Кавказ или даже смертная казнь – хотя последняя мера, кажется, ни разу в действительности не применялась);
- здесь офицеры собираются (и даже под дождем стоят у входа в очереди на улице) в некоем здании с «евроремонтом» совершенно в стиле hi-tec – то ли офицерском клубе, то ли дворце великой княгини;
- здесь некий граф Беклемишев (с ударением на букве «и», хотя дворянский род БеклЕмишевых – с ударением на «е» - как бы известен в реальной России) невнятного чина и положения может верховодить едва не всем высшим светом, во всяком случае – почти всеми столичными офицерами, объединив их едва не преступное сообщество, и, будучи в партикулярном платье, лично присутствовать на экзекуции в Петропавловской крепости на правах «типа самого тут главного»;
- здесь можно ворваться в тот самый офицерский клуб и на глазах у пары сотен свидетелей запросто пристрелить крайне несимпатичного негодяя в погонах…
Достаточно, наверное. Правда – очень странное государство? В нем все беспрестанно декларируют как мантру постулаты о «вопросах чести и крови», а меж тем юной и прелестной г-же Тучковой ничего не стоит отдаться ненавистному ей еще пару дней назад бретеру прямо в карете – причем, создается отчетливое впечатление, что с девственностью и стыдливостью (это уже судя по следующему эпизоду) сия чаровница рассталась как минимум несколько лет назад, то есть, по сути, будучи еще подростком. Ох, эти нравы high society!!!
Понятно, что «предъявлять» что-либо авторам фильма после такого перечня просто глупо. Остается просто принять или не принять «Дуэлянта». От этого и будем отталкиваться…
1) Крайне отрадно, что подобный отечественный кинопродукт стоит несколько больше трехсот тысяч $ и вполне смотрибелен – особенно для молодежи, для коей, очевидно, и предназначался. Именно отсюда и пресловутый hi-tec, и обильная кровища в стиле «Игры престолов», и прелести г-жи Тучковой, и дорогая картинка замечательного оператора Осадчего. Эх, такой бы камерой да за такие деньги снять что-нибудь о Пушкине или Грибоедове!..
2) А вот хвалить режиссера за такую "популяризацию" российской истории что-то не хочется. Что могут себе вообразить и без того ничего не знающие о России XIX века школьники и студенты – страшно даже представить! Столетие, давшее миру хотя бы только Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Чайковского и Глинку, в их глазах предстанет мрачнейшей и беззаконнейшей эпохою, существовать в которой – всё одно, что пребывать в Аду. Зато хочется воздать должное такту и чувству меры режиссера Мизгирева за то, что воздержался от финальной песни в исполнении Ваенги или Басты – что-нибудь про «березки, метели и Россию-матушку», как сделал в свое время Янковский-младший в «Статском советнике».
Однако, начало – положено. Скверно ли, хорошо ли, - но шаг сделан. Снимать не за рупь-двадцать мы, оказывается, в состоянии. И это – огромный плюс «Дуэлянта». До него современный русский синематограф жил по принципу «не тошнит – уже замечательно»! Не стошнило, хотя и удивило. Чуть позже – из той же рубрики «снято за деньги» - был «Викинг». Но это уже, как говорит Леонид Каневский, - «совсем другая история...»
С признательностью за прочтение, искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ