Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Особенности национальной дуэли в стиле hi-tec

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!

В 2016 году на российские экраны вышел удивительный фильм...

Уже заранее, собираясь на премьеру «Дуэлянта», АвторЪ, признаться, был в некотором замешательстве: многочисленные рецензенты упрекали его в «исторических неточностях» и «киноляпах». Предположительно планировавшийся после просмотра пост «РусскАго Резонёра» предвещал много занудного копошения в документальном материале с целью обличения авторов сценариуса и режиссера в исторической лаже. Слава Богу, этого не понадобилось!..

Крайне странны упомянутые упреки уважаемых коллег в том, чего в фильме нет и быть не может. Ибо действие «Дуэлянта» хоть и происходит в 1860-м году (как значится в титрах), но вовсе не в Российской Империи. Вернее так: в ней, конечно, но в АЛЬТЕРНАТИВНОЙ Российской Империи. В некоторой державе, в столице которой – тоже Санкт-Петербурге – все время идут дожди, грязь непролазная, строится что-то вроде Казанского собора (хотя в реальной Российской Империи оный был построен в 1811 году) и вообще – государство выглядит малоаппетитным и практически непригодным для проживания в нём. Что-то вроде диктатуры корпораций в «Бегущем по лезвию бритвы» Ридли Скотта. В этой державе нет практически никаких законов;

- здесь можно лишить личного дворянства представительницу старинного рода Колычевых за убийство, совершенное сыном (странная история!);

- здесь можно дуэлировать направо и налево совершенно открыто и никому ничего за это не будет (меж тем давайте вспомним хотя бы те крайне деликатные и секретные приготовления к дуэли меж Пушкиным и Дантесом! Не говоря уж о последствиях, сулящих дуэлянтам абсолютно точно – ничего хорошего. Это могли быть каторга, разжалование в рядовые, ссылка на Кавказ или даже смертная казнь – хотя последняя мера, кажется, ни разу в действительности не применялась);

- здесь офицеры собираются (и даже под дождем стоят у входа в очереди на улице) в некоем здании с «евроремонтом» совершенно в стиле hi-tec – то ли офицерском клубе, то ли дворце великой княгини;

- здесь некий граф Беклемишев (с ударением на букве «и», хотя дворянский род БеклЕмишевых – с ударением на «е» - как бы известен в реальной России) невнятного чина и положения может верховодить едва не всем высшим светом, во всяком случае – почти всеми столичными офицерами, объединив их едва не преступное сообщество, и, будучи в партикулярном платье, лично присутствовать на экзекуции в Петропавловской крепости на правах «типа самого тут главного»;

- здесь можно ворваться в тот самый офицерский клуб и на глазах у пары сотен свидетелей запросто пристрелить крайне несимпатичного негодяя в погонах…

Ну какая же экзекуция без ...эээ... графа БеклемИшева? И, разумеется, в Петропавловской крепости... Стены, знаете ли, киногеничные!
Ну какая же экзекуция без ...эээ... графа БеклемИшева? И, разумеется, в Петропавловской крепости... Стены, знаете ли, киногеничные!

Достаточно, наверное. Правда – очень странное государство? В нем все беспрестанно декларируют как мантру постулаты о «вопросах чести и крови», а меж тем юной и прелестной г-же Тучковой ничего не стоит отдаться ненавистному ей еще пару дней назад бретеру прямо в карете – причем, создается отчетливое впечатление, что с девственностью и стыдливостью (это уже судя по следующему эпизоду) сия чаровница рассталась как минимум несколько лет назад, то есть, по сути, будучи еще подростком. Ох, эти нравы high society!!!

Как-то грязновато, не правда ли? Эй, дворник, дворник!!!..
Как-то грязновато, не правда ли? Эй, дворник, дворник!!!..

Понятно, что «предъявлять» что-либо авторам фильма после такого перечня просто глупо. Остается просто принять или не принять «Дуэлянта». От этого и будем отталкиваться…

1) Крайне отрадно, что подобный отечественный кинопродукт стоит несколько больше трехсот тысяч $ и вполне смотрибелен – особенно для молодежи, для коей, очевидно, и предназначался. Именно отсюда и пресловутый hi-tec, и обильная кровища в стиле «Игры престолов», и прелести г-жи Тучковой, и дорогая картинка замечательного оператора Осадчего. Эх, такой бы камерой да за такие деньги снять что-нибудь о Пушкине или Грибоедове!..

2) А вот хвалить режиссера за такую "популяризацию" российской истории что-то не хочется. Что могут себе вообразить и без того ничего не знающие о России XIX века школьники и студенты – страшно даже представить! Столетие, давшее миру хотя бы только Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Чайковского и Глинку, в их глазах предстанет мрачнейшей и беззаконнейшей эпохою, существовать в которой – всё одно, что пребывать в Аду. Зато хочется воздать должное такту и чувству меры режиссера Мизгирева за то, что воздержался от финальной песни в исполнении Ваенги или Басты – что-нибудь про «березки, метели и Россию-матушку», как сделал в свое время Янковский-младший в «Статском советнике».

Однако, начало – положено. Скверно ли, хорошо ли, - но шаг сделан. Снимать не за рупь-двадцать мы, оказывается, в состоянии. И это – огромный плюс «Дуэлянта». До него современный русский синематограф жил по принципу «не тошнит – уже замечательно»! Не стошнило, хотя и удивило. Чуть позже – из той же рубрики «снято за деньги» - был «Викинг». Но это уже, как говорит Леонид Каневский, - «совсем другая история...»

С признательностью за прочтение, искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ