Найти тему
Слова и музыка Матецкого

JOHN LENNON ПОЁТ “BE MY BABY”

Взаимоотношения Джона Леннона (John Lennon) и Йоко Оно (Yoko Ono) не всегда были безоблачными - где-то в 1973 году они пережили короткую разлуку. Думаю, что многие из вас неоднократно читали про знаменитый ленноновский “lost weekend”, когда у него случился – правда, санкционированный самой Йоко, - роман с Мэй Пэнг (May Pang).

-2

Именно в этот период – в конце 1973 года, - Ленноном был записан кавер на раскрученный за 10 лет до этого хит The Ronettes “Be My Baby”.

Несколько слов про оригинальную версию. The Ronettes записали песню в июле 1963 года, в августе она уже вышла в свет в виде сингла.

-3

Радиостанции играли песню всю осень, и вскоре Ronettes были приглашены в престижный тур по стране с модным теле-ведущим Диком Кларком (Dick Clark) в составе шоу «Караван звезд». Песня вдохновила множество поклонников - как простых, так и звёздных, - включая Брайана Уилсона (Brian Wilson) из The Beach Boys. Он неоднократно выражал свои восторги по поводу неё.

Уже к концу осени того же 1963 года “Be My Baby” вошла в топ-10 и в конце концов заняла 2-е место в Billboard Top 100 (занять первое место песне не дал трек "Sugar Shack" в исполнении The Fireballs).

Но вернёмся в 1973 год, когда Джон и Йоко были в полном разладе. Здесь сразу напрашивается лежащая на поверхности «литература» - так и хочется считать песню “Be My Baby” страстным обращением «блудного мужа» к законной жене.

-4

Студийные сессии, связанные с записью этой песни, проходили в рамках работы над альбомом “Rock’n’Roll” Леннона, который он задумал, как чисто каверовый, и который делал со скандально известным продюсером Филом Спектором (Phil Spector).

-5

Песня “Be My Baby” на альбом “Rock’n’Roll” не попала, долгое время оставаясь в качестве редко слышимого бутлега, пока наконец-то не была выпущена - насколько я помню, - в 1998 году как часть сольной антологии артиста.

Надо сказать, что кавер Леннона – далеко не единственный кавер на этот феноменально успешный хит, написанный в соавторстве Филом Спектором, Элли Гринвич (Ellie Greenwich) и Джеффом Барри (Jeff Barry). Но с уверенностью можно сказать, что ни у кого эта песня не звучит так, как у Леннона. Во многом этого результата удалось добиться за счёт того, что Спектор грамотно "утилизировал" аранжировочную идею, которую раньше использовала Шер (Cher). Дело в том, что она заметно замедлила темп, что полностью изменило смысл песни. Это был весьма радикальный ход, и Спектор склонил Леннона использовать аналогичную тактику. В результате “Be My Baby” с вокалом Леннона приобрела необычную во всех отношениях стилистику и стала обязательным «медляком» на свадебных дискотеках. И если в оригинале песня была более «подростковой» и попсовой, то в версии Леннона она приобрела более «зрелый» и чувственный характер.

Вот он, ленноновский вариант “Be My Baby”.

Учитывая тот факт, что сегодня вокал Леннона тщательным образом изучается и анализируется многими известными рокерами – и Лиэм Галлахер (Liam Gallagher) первый тому пример, - послушать эту версию песни, как мне кажется, более чем интересно.

Уникальна вокальная манера Леннона - местами фальцетная, местами полная страсти. Честно говоря, не так просто найти аналог этому исполнению как в сольном, так и в битловском репертуаре артиста – это создаёт особый шарм этой песне. Леннон - впрочем, как всегда - на исполнительской высоте.

-6

Решение не включать кавер “Be My Baby” в альбом “Rock’n’Roll” хоть и кажется странным, но, скорее всего, имеет под собой какую-то вескую причину. Например, это может быть связано с правовыми аспектами – ведь записал же Леннон в этот альбом кавер на песню Чака Берри (Chuck Berry) “You Can’t Catch Me” по договорённости с издателем  Моррисом Леви (Morris Levy). Причина? В песне “Come Together” была использована строчка именно из этой песни Берри, и Леви, являющийся обладателем прав на неё, вчинил Леннону судебный иск за чистый плагиат. Так что пришлось экс-Битлу обещать записать её и ещё две песни из издательского каталога Морриса Леви, чтобы избежать разбирательств в суде.

Но это точно тема для отдельной истории!

P.S. В начале 90-х, когда я работал в Лос-Анжелесе с Дезмондом Чайлдом (Desmond Child) над проектом Red Sky, я как-то заезжал в гости к своему товарищу певцу Дэвиду Кэссиди (David Cassidy). Он жил в доме в районе Шерман Оукс. Именно в этом доме в середине 70-х у него в гостях был Джон Леннон вместе с Мэй Пэнг.

Детали этого визита расскажу в программе СВМ на МАЯКе в пятницу с 17:00 до 20:00.