Найти в Дзене
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Гамбит Блэкмара-Димера: опасное оружие для блица и рапида при игре белыми

Оглавление

Про этот гамбит авторы шахматных статей и книг предпочитали не упоминать. Дело в том, что его пропагандировал немецкий мастер Эмиль-Йозеф Димер, который был ярым сторонником нацизма и фанатиком Третьего рейха в 40-е годы. Потому до недавнего времени среди шахматистов считалось, что играть в «фашистский» гамбит Блэкмара-Димера – это признак дурного тона. Несмотря на это острый дебют получил достаточно широкое распространение во многом благодаря игрокам любительского уровня. Много его поклонников встречается на игровых сайтах, в шахматных клубах. Впрочем, не брезгуют гамбитом и некоторые шахматные мастера...

Главное преимущество данного гамбита – универсальность. Его можно применять против множества дебютных построений чёрных. В целом же им предпочитают вооружаться те шахматисты, для кого важен не спортивный успех, а удовольствие, которое доставляет острая гамбитная игра. Особо опасным оружием эта система является для «быстрых шахмат».

Лично мне с помощью гамбита Блэкмара-Димера удалось выиграть немало турнирных партий. Вот одна из них, в которой мой соперник Г. МАЗИН, играя чёрными, потерпел сокрушительное поражение.

1. d2-d4 d7-d5

2. e2-e4 d5:e4

3. Kb1-c3 Kg8-f6

4. Cc1-e3 e7-e6

-2

Предыдущим ходом чернопольного слона белые подготовили свой следующий ход, не оставляя сопернику возможности отклонить гамбит продвижением е4-е3. Плюс ко всему он не позволяет чёрным контратаковать в центре типовым пешечным ударом с7-с5.

5. f2-f3 e4:f3

6. Kg1:f3

Одна из стандартных позиций гамбита Блэкмара-Димера. За пожертвованную пешку белые получают быстрое развитие фигур и атакующую вертикаль «f».

6…c7-c6

7. Cf1-d3 Kf6-d5

8. Ce3-d2 Kb8-d7

-3

Создаётся впечатление, что чёрные совершенно не знакомы с системой игры, предложенной белыми.

9. Kc3:d5 c6:d5

10. 0-0 Cf8-e7

11. Kf3-e5 Kd7-f6

12. Фd1-e1

Стандартный манёвр – ферзь подключается к атаке королевского фланга по «штатному» для себя в гамбите Блэкмара-Димера маршруту на поле h4.

12…0-0

-4

Не нужно быть гроссмейстером или мастером, чтобы увидеть, куда нацелены белые фигуры.

13. c2-c3 b7-b6?

Ошибка, подливающая масла в разгорающийся огонь атаки белых – чёрные теряют важного защитника королевского фланга.

14. Ke5-c6 Фd8-c7

15. Kс6:e7+ Фс7:е7

16. Сd2-g5!

Эта смертельная связка коня, по сути, решает судьбу партии.

16…Cc8-d7

-5

Теперь следует типичная жертва ладьи, устраняющая единственного защитника пункта h7.

17. Лf1:f6! g7:f6

18. Фе1-h4

Решающая переброска ферзя на королевский фланг обеспечивает белым выигрыш при любом ответе чёрных. Главная угроза: мат в один ход, от которого соперник может защититься только перекрытием критической диагонали белого слона продвижением пешки. А это, самое малое, ведёт к невосполнимым материальным потерям.

-6

Мой соперник отдаёт ферзя, что равносильно проигрышу партии.

18…f6-f5

19. Cg5:e7 Лa8-c8

Чёрные делают машинальный ход, который не способен как-то повлиять на возникшую ситуацию.

20. Фh4-g5+ Крg8-h8

21. Се7-f6x

-7

В следующих публикациях мы с вами более подробно познакомимся с основными планами белых в гамбите Блэкмара-Димера на примере партий самого Эмиля Димера. А сегодня у вас есть возможность попытаться найти его комбинации в заданиях нижеследующего «Практикума». Во всех трёх задачах позиции возникли после розыгрыша гамбитной системы.

Gab DINUR.

P.S. Читайте по данной теме следующие публикации:

«Главная идея гамбита Блэкмара-Димера: готовим атаку на чёрного короля с первых ходов партии»;

«И снова о дебюте для блица и рапида – остром гамбите Блэкмара-Димера»;

«И снова о дебюте для блица и рапида – остром гамбите Блэкмара-Димера» (Окончание).

-8

Сыграйте, как Эмиль ДИМЕР!

Задание №1

Белые выигрывают.
Белые выигрывают.

Задание №2

Белые выигрывают.
Белые выигрывают.

Задание №3

Чёрные выигрывают.
Чёрные выигрывают.

Проверьте себя!

Задание №1

-12

В позиции из партии ТОЛУШ – МИТИТЕЛУ, 1961 г. ярко проявляется удивительная тактическая зоркость советского гроссмейстера. Он нанёс сокрушающий удар.

20. Фf3:f6!! g7:f6

21. Kg5-e4+

Теперь на 21…Крg8-h8 следует «тихий ход» 22. Ке4:f6 со своеобразной коневой вилкой на чёрного ферзя и мат на g8.

А если чёрные отвечают 21…Крg8-h7, то белые выигрывают, продолжая: 22. Ke4:f6+ Крh7-h6 23. e3-e4+ Сс7-f4 24. Сd2:f4x.

Чёрные сдались.
Чёрные сдались.

Задание №2

-14

Позиция взята из партии ТОЛУШ – НИЕМЕЛА, 1959 г. Чёрные ослабили королевский фланг продвижением своих пешек. Это обстоятельство белые используют по классическим схемам.

16. Кf3-e5! d4:e3

От жертвы коня уже не защититься.

17. Ке5:g6 Ce7-a3

Взятие коня приводилj к мату в несколько ходов. Нельзя было играть и 17…Фa5-f5 из-за 18. Кf7:h6+ с вилкой.

18. Фe4:g6+ Крg8-h8

19. Фg6-f6!

Чёрные сдались.
Чёрные сдались.

Задание №3

-16

Неожиданным ударом завершилась и партия БЕРТОК – ТОЛУШ, 1957 г.

35…Ле2:f2!!

36. Фb4-c3+

На 36. Лf1:f2 чёрные выигрывали путём 36…Фe4-b1+ 37. Лf2-f1 f3-f2+ 38. Крg1-g2 Фb1-e4+, а на взятие королём 36. Крg1:f2 следовало 36…Фe4-d4+.

36…Крg7-g6

37. Лf1-e1 Лf2-e2

38. Крg1-f1 f3-f2!

Белые сдались.
Белые сдались.

-18