Что же выделяет Василия Сурикова на фоне других замечательных исторических живописцев? Он не просто рисует события, героев прошлого. Суриковские полотна погружают в атмосферу давно ушедших дней, как пресловутая машина времени. Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими, самыми пронзительными образами художника.
Боярыня Морозова
Александр Бенуа восторженно отзывался об этой картине: «она подобна музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь». Суриков не стал изображать лишения и пытки Феодосии Морозовой, ее заключение в Боровском остроге. На картине момент, когда боярыню привозят к Чудову монастырю. Ее бледное самоотверженное лицо оказывает поистине гипнотическое воздействие — и на столпившихся вокруг людей, и на всех, кто рассматривает картину.
Александр Меншиков
Замысел картины родился случайно:
«Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло — всю композицию целиком увидел».
Александр Меншиков — фаворит Петра I, первый дворянин, получивший титул герцога. Фактический правитель Россией при Екатерине I, кто же он в глазах художника? Суриков изобразил «полудержавного властелина» в момент, когда тот потерял все — был отправлен в ссылку вместе со своими детьми. В момент, когда князь осознает, что ему никогда не вернуться ни в Петербург, ни к прежней жизни.
Ермак
Интерес художника к атаману не случаен — мастер сам происходил из казачьей семьи. Перед написанием картины «Покорение Сибири» Суриков долго изучал быт и традиции казаков, общался с ними, зарисовывал одежду и оружие.
На полотне он изобразил Ермака в самом центре схватки, плечом к плечу со своими воинами. Казаки будто слились в одно целое, в одну непобедимую мощь. Приспешники хана Кучума напуганы, по их лицам легко читается, что исход боя предрешен.
Интересно, что Суриков построил композицию так, чтобы зрители наблюдали за ходом сражения будто бы глазами казаков. Полотно было настолько большим, что живописцу пришлось работать над ним в одной из башен Исторического музея.
Ксения Годунова
Судьба Ксении Годуновой, внучки Малюты Скуратова, поневоле заставляет поверить в злой рок. Шесть раз подряд Борис Годунов пытался отдать свою дочь замуж, и все шесть раз планы срывались. Один жених не хотел жить в России, другой не желал менять веру, третий в последний момент предпочел свою любовницу. А Иоган Шлезвиг-Гольштейнский и вовсе внезапно скончался накануне свадьбы.
Суриков изобразил несчастную Ксению склонившейся у портрета несостоявшегося заморского жениха. Но интересная задумка так и осталась эскизом.
Петр I
На картине «Утро стрелецкой казни» так сложно узнать Петра I — рационального, дальновидного монарха, «прорубившего окно в Европу». Суриков изобразил разгневанного и безжалостного молодого царя. За ним — новый мир, новая история. А вместе со стрельцами в то хмурое утро умирает старая Русь.
#василий суриков #художники #история #интересные факты #живопись