Найти тему
Романтика окраин

Строительство III и IV путей на участке Курский вокзал - Каланчёвская (линия МЦД-2 и будущая линия МЦД-4) полгода спустя

Полгода назад, во второй половине февраля мы c коллегой по цеху осматривали ход строительства III и IV главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Техническая-Курская (она же более известна, как Каланчёвская). Эти работы проводятся ввиду необходимости увеличения пропускной способности данного участка для прохождения здесь двух линий Московских центральных диаметров - существующей линии D2 (Нахабино - Подольск) и активно сооружаемой в настоящее время D4 (Апрелевка - Железнодорожный).

Работы параллельно ведутся на множестве площадок, в том числе и здесь, начиная от самого Курского вокзала и до платформы Каланчёвская включительно. Этот участок является одним из двух самых сложных на будущем четвёртом диаметре (второй - соединительная ветвь между Киевским и Смоленским ходом), работы ведутся в стеснённых условиях, рядом с жилой и офисной застройкой, без прекращения движения поездов, за исключением небольших технологических "окон". Но, несмотря на все эти трудности, работы идут очень активно и прогресс за полгода очень значительный.

Для удобства и лучшего понимания о чём речь, вновь привожу схему реконструкции участка:

Источник - форум "Наш транспорт".
Источник - форум "Наш транспорт".

В субботу, благо погода этому благоприятствовала, я вновь прогулялся по участку и оценил ход работ. Давайте посмотрим, что изменилось.

Традиционно напоминаю, что хождение по строительным площадкам и железнодорожным путям опасно!

1. Начнём наш поход  от горловины станции Москва-Пассажирская-Курская или, по-иному,  Курского вокзала. На вокзале сейчас также идут активные строительные  работы. Будут реконструированы старые и возведены новые платформы, затем  будут построены новые пути Курского (два) и Горьковско (один)  направлений в сторону Москвы-Товарной-Курской и Карачарова  соответственно. Но там пока работы в самом зачатке.
1. Начнём наш поход от горловины станции Москва-Пассажирская-Курская или, по-иному, Курского вокзала. На вокзале сейчас также идут активные строительные работы. Будут реконструированы старые и возведены новые платформы, затем будут построены новые пути Курского (два) и Горьковско (один) направлений в сторону Москвы-Товарной-Курской и Карачарова соответственно. Но там пока работы в самом зачатке.
2. Вид в сторону Каланчёвской. Справа видна новая подпорная стена,  которая полгода назад представляла собой лишь забитые сваи. Слева работы  по сооружению подпорной стены только начались.
2. Вид в сторону Каланчёвской. Справа видна новая подпорная стена, которая полгода назад представляла собой лишь забитые сваи. Слева работы по сооружению подпорной стены только начались.
3. Вид на Курский вокзал сверху. Справа ведутся какие-то строительные  работы у заброшенного здания депо. Вероятнее всего началась его  реставрация с целью превращения в очередную хипстерскую цитадель, как  было заявлено.
3. Вид на Курский вокзал сверху. Справа ведутся какие-то строительные работы у заброшенного здания депо. Вероятнее всего началась его реставрация с целью превращения в очередную хипстерскую цитадель, как было заявлено.
4. Курский вокзал с зумом. К слову сказать, в скором времени многие  привычные поезда дальнего следования (ПДС) переедут с него на Павелецкий,  Киевский и строящийся Черкизовский вокзалы. На Курском останется лишь  несколько ПДС, а в работать он будет в большей степени как вокзал для  электричек. Я обязательно буду освещать этот процесс.
4. Курский вокзал с зумом. К слову сказать, в скором времени многие привычные поезда дальнего следования (ПДС) переедут с него на Павелецкий, Киевский и строящийся Черкизовский вокзалы. На Курском останется лишь несколько ПДС, а в работать он будет в большей степени как вокзал для электричек. Я обязательно буду освещать этот процесс.
5. Параллельно строительству подпорных стен ведётся сооружение нового  Казаковского путепровода. Напомню, что старый был демонтирован из-за  невозможности пропустить под ним четыре пути. Сейчас улица Казакова разорвана строительной площадкой на две неравные части.
5. Параллельно строительству подпорных стен ведётся сооружение нового Казаковского путепровода. Напомню, что старый был демонтирован из-за невозможности пропустить под ним четыре пути. Сейчас улица Казакова разорвана строительной площадкой на две неравные части.
6. Одно пролётное строение нового путепровода уже установлено. Вид в сторону Садового кольца.
6. Одно пролётное строение нового путепровода уже установлено. Вид в сторону Садового кольца.
7. Готовая подпорная стена во всём своём великолепии, ведутся  завершающие работы. Выпирающие из стены скошенные элементы - это забетонированные оголовки дополнительных анкерных креплений.
7. Готовая подпорная стена во всём своём великолепии, ведутся завершающие работы. Выпирающие из стены скошенные элементы - это забетонированные оголовки дополнительных анкерных креплений.
8. Вид с зумом в сторону Старобасманного путепровода.
8. Вид с зумом в сторону Старобасманного путепровода.
9. Вновь попалась "Ласточка" в новой МЦДшной ливрее. Ещё раз рассмотрел  её внимательно, неплохо-неплохо. Синяя полоса хорошо разбавляет набивший оскомину корпоративный окрас РЖД.
9. Вновь попалась "Ласточка" в новой МЦДшной ливрее. Ещё раз рассмотрел её внимательно, неплохо-неплохо. Синяя полоса хорошо разбавляет набивший оскомину корпоративный окрас РЖД.
10. Параллельно прямо рядом со стройплощадкой подпорной стены и Казаковского путепровода строится что-то ещё. Что именно - мне неизвестно, но вполне возможно, что к железной дороге это не имеет  никакого отношения и вырастет здесь очередной офисный комплекс или что-нибудь в этом духе.
10. Параллельно прямо рядом со стройплощадкой подпорной стены и Казаковского путепровода строится что-то ещё. Что именно - мне неизвестно, но вполне возможно, что к железной дороге это не имеет никакого отношения и вырастет здесь очередной офисный комплекс или что-нибудь в этом духе.
11. Рабочий момент.
11. Рабочий момент.
12. У Старобасманного путепровода на месте снесённого особнячка с  противоположной стороны начали забивать сваи второй подпорной стены.
12. У Старобасманного путепровода на месте снесённого особнячка с противоположной стороны начали забивать сваи второй подпорной стены.
13. Общий вид со Старобасманного путепровода в сторону Курского вокзала.
13. Общий вид со Старобасманного путепровода в сторону Курского вокзала.
14. С другой стороны путепровода сваи забиты, но подпорная стена в железобетоне ещё не сформирована.
14. С другой стороны путепровода сваи забиты, но подпорная стена в железобетоне ещё не сформирована.
15. В феврале на той стороне велись лишь работы по выносу из зоны строительства кабелей, а с этой стороны только забивали сваи.
15. В феврале на той стороне велись лишь работы по выносу из зоны строительства кабелей, а с этой стороны только забивали сваи.
16. Спустимся вниз. Вид в сторону Курского вокзала.
16. Спустимся вниз. Вид в сторону Курского вокзала.
17. И в сторону Каланчёвской.
17. И в сторону Каланчёвской.
18. Из стены торчат как раз грунтовые анкеры, которые обеспечивают большую прочность конструкции.
18. Из стены торчат как раз грунтовые анкеры, которые обеспечивают большую прочность конструкции.
19. Общий план участка в сторону Курского вокзала от пешеходного мостика у Хомутовского тупика.
19. Общий план участка в сторону Курского вокзала от пешеходного мостика у Хомутовского тупика.
20. Вид в направлении Каланчёвской. Готовятся к бетонированию последнего участка стены с этой стороны.
20. Вид в направлении Каланчёвской. Готовятся к бетонированию последнего участка стены с этой стороны.
21. Армирование выполнено, опалубка установлена, осталось только залить бетоном и ждать пока он наберёт необходимую прочность.
21. Армирование выполнено, опалубка установлена, осталось только залить бетоном и ждать пока он наберёт необходимую прочность.
22. В сторону Курского вокзала.
22. В сторону Курского вокзала.
23. Рабочий момент.
23. Рабочий момент.
24. В сторону Каланчёвской.
24. В сторону Каланчёвской.
25.
25.
26. Пешеходный мостик.
26. Пешеходный мостик.
27. Стена.
27. Стена.
28. Честно говоря, до конца не понял почему в этой точке идёт понижение её высоты. Вероятно, это связано с особенностями рельефа в этом месте.
28. Честно говоря, до конца не понял почему в этой точке идёт понижение её высоты. Вероятно, это связано с особенностями рельефа в этом месте.
29. Общий вид.
29. Общий вид.
30. Планчик от Новобасманного путепровода в сторону Курского вокзала. Свайное поле здесь формировали ещё зимой, но стену пока не сооружают.
30. Планчик от Новобасманного путепровода в сторону Курского вокзала. Свайное поле здесь формировали ещё зимой, но стену пока не сооружают.
31. Масштабно, конечно!
31. Масштабно, конечно!
32. С другой стороны только начинается процесс забуривания свай.
32. С другой стороны только начинается процесс забуривания свай.
33. А вот и вид с Новобасманного путепровода в направлении Комсомольской  площади и платформы Каланчёвская. Справа вовсю идёт формирование свайного поля, чуть дальше уже строятся опоры для будущих путепроводов и  собираются их металлоконструкции. Слева пока никаких работ не ведётся.
33. А вот и вид с Новобасманного путепровода в направлении Комсомольской площади и платформы Каланчёвская. Справа вовсю идёт формирование свайного поля, чуть дальше уже строятся опоры для будущих путепроводов и собираются их металлоконструкции. Слева пока никаких работ не ведётся.
34. Спустимся вниз.
34. Спустимся вниз.
35. Небольшая буровая установка. Я так понял, что её используют для устройства анкеров.
35. Небольшая буровая установка. Я так понял, что её используют для устройства анкеров.
36. Потихоньку меняют опоры контактной сети, старых почти не осталось.
36. Потихоньку меняют опоры контактной сети, старых почти не осталось.
37. Справа идёт завершающий этап формирования подпорной стены, вдали -  готовое будущее пролётное строение путепровода и второе в процессе сборки.
37. Справа идёт завершающий этап формирования подпорной стены, вдали - готовое будущее пролётное строение путепровода и второе в процессе сборки.
38. Схема будет примерно такая: после завершения строительства нового путепровода справа один из существующих путей будет перенесён на него, затем аналогично будет сделано с левой стороны. Затем старые путепроводы, которые строил ещё Алексей Викторович Щусев будут демонтированы, после чего на их месте будут сооружены новые, пути вернут на их привычное место, а на освободившееся  уложат III и IV главные. При этом власти обещают, что "щусевский" облик  опор будет сохранён, а арочные пролёты дополнят его, потому как сам великий архитектор изначально хотел построить путепроводы именно с фермами.
38. Схема будет примерно такая: после завершения строительства нового путепровода справа один из существующих путей будет перенесён на него, затем аналогично будет сделано с левой стороны. Затем старые путепроводы, которые строил ещё Алексей Викторович Щусев будут демонтированы, после чего на их месте будут сооружены новые, пути вернут на их привычное место, а на освободившееся уложат III и IV главные. При этом власти обещают, что "щусевский" облик опор будет сохранён, а арочные пролёты дополнят его, потому как сам великий архитектор изначально хотел построить путепроводы именно с фермами.
39. Мимо тем временем следовал необычный состав.
39. Мимо тем временем следовал необычный состав.
40. Это был диагностический компекс инфраструктуры «Спринтер-Интеграл».  Как вы могли догадаться, он предназначен для диагностики и мониторинга  объектов железнодорожной инфраструктуры.
40. Это был диагностический компекс инфраструктуры «Спринтер-Интеграл». Как вы могли догадаться, он предназначен для диагностики и мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры.
41. Вскоре проследовали "Иволга" с РЭКСом.
41. Вскоре проследовали "Иволга" с РЭКСом.
42. Взгляд назад.
42. Взгляд назад.
43. А теперь посмотрим на работы, которые ведутся непосредственно рядом с примыканием к путепроводу.
43. А теперь посмотрим на работы, которые ведутся непосредственно рядом с примыканием к путепроводу.
44. Сваривают армокаркас будущей сваи.
44. Сваривают армокаркас будущей сваи.
45. Параллельно на стапеле идёт сборка пролётного строения. На заднем плане -  готовое. Всего их, насколько я помню, будет шесть. Две арки установят  над Южным проездом, а ещё четыре непосредственно на Комсомольской  площади - напротив фабрики «Большевичка» и напротив улицы Маши Порываевой на углу Каланчёвской улицы в непосредственной близости от  пассажирской платформы Каланчёвская.
45. Параллельно на стапеле идёт сборка пролётного строения. На заднем плане - готовое. Всего их, насколько я помню, будет шесть. Две арки установят над Южным проездом, а ещё четыре непосредственно на Комсомольской площади - напротив фабрики «Большевичка» и напротив улицы Маши Порываевой на углу Каланчёвской улицы в непосредственной близости от пассажирской платформы Каланчёвская.
46. Свайное основание будущей опоры. Судя по всему, это будет устойная опора.
46. Свайное основание будущей опоры. Судя по всему, это будет устойная опора.
47.
47.
48. Опора на противоположной стороне Южного проезда готова.
48. Опора на противоположной стороне Южного проезда готова.
49. Вид обратно.
49. Вид обратно.
50. Немножко поездов на фоне стройки и Казанского вокзала. Потому что это красиво!
50. Немножко поездов на фоне стройки и Казанского вокзала. Потому что это красиво!
51.
51.
52. Вид на сборку пролётного строения с Рязанского проезда.
52. Вид на сборку пролётного строения с Рязанского проезда.
53. И на готовый пролёт.
53. И на готовый пролёт.
54. Ещё одна готовая опора с электропоездом и трамваем.
54. Ещё одна готовая опора с электропоездом и трамваем.
55. И, наконец, работы по переустройству платформы Каланчёвская.  Сооружается новая платформа в сторону Нахабино, посадка и высадка  пассажиров осуществляется на временной деревянной платформе. Попасть на  временную платформу можно по деревянному же мостику с противоположной,  "подольской" платформы. Вид в сторону Курского вокзала.
55. И, наконец, работы по переустройству платформы Каланчёвская. Сооружается новая платформа в сторону Нахабино, посадка и высадка пассажиров осуществляется на временной деревянной платформе. Попасть на временную платформу можно по деревянному же мостику с противоположной, "подольской" платформы. Вид в сторону Курского вокзала.
56. И с зумом.
56. И с зумом.
57. И в сторону Рижской.
57. И в сторону Рижской.
58. Бонусом - вид на южную горловину станции Москва-Техническая-Курская (Москва-Каланчёвская).
58. Бонусом - вид на южную горловину станции Москва-Техническая-Курская (Москва-Каланчёвская).
59. И вид с платформы.
59. И вид с платформы.

Всё. На этом я завершаю сегодняшний репортаж. Буду следить за этой и другими железнодорожными стройками и дальше. Ведь, железная дорога - это любовь с первого взгляда и навсегда. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание. И традиционно будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!