Всё новое неизбежно пугает, особенно если не вникать в то, как это работает. Так происходит и с новыми формами образования. Социальные нормы так хорошо закреплены в обществе, что любой намёк на отхождение от них вызывает множество вопросов, а иногда и прямую агрессию. Но если от незнакомых людей отгородиться довольно просто, то близкие и друзья у многих существенно влияют на решения и эмоциональное состояние. Даже будучи убеждённым в своих решениях человеком, я сталкивалась и продолжаю сталкиваться с тем, что люди стараются спасти моих детей и меня от семейного образования, приписывая ему довольно страшные определения.
Поэтому не переживайте, если уже на этапах размышления о том, насколько хорош этот формат обучения для вас, ваши друзья и родственники начинают вас пугать. Отсутствие социализации, неспособность дать качественное образование дома, плохие оценки в аттестате — всё это уже стало классическими страшилками о семейном образовании.
Что же с этим делать?
1. Для начала стоит убедится в том, что ваши родственники точно понимают, о чем говорят, не путая эту форму с какой-то другой. Я изучала все статьи и законы об образовании, перед тем, как переводила детей на новую форму. Ведь полагаться в таком случае на кого-то не приходится, поэтому настоятельно рекомендую изучить юридическую и законодательную часть этого вопроса. Информации не так много, и воспринимается она проще, чем многие себе представляют. Например, вот небольшое уточнение: до 2012 экстернат считался альтернативной формой обучения наравне с семейным образованием. Сегодня он является формой аттестации для учащихся на семейном образовании.
Если ребёнок накапливает задолженности по учебе без уважительной причины (медицинские справки о лечении, например) и не может пройти промежуточную аттестацию (у обучающегося на семейном образовании есть две попытки пересдачи неудовлетворительной оценки или академической задолженности), то он продолжит получать образование уже в образовательном учреждении. Но при этом нет никаких указаний на то, что ребёнок обязан проходить промежуточную аттестацию одновременно с учениками школы, в которой он числится. Время сдачи промежуточных экзаменов определяется совместно школой и родителями/опекунами ребёнка.
2. Мы с детьми садились и вместе проговаривали схему поведения в ситуациях с негативными суждениями о выбранной нами форме обучения. Я рассказывала, почему люди могут думать о том, что это плохой выбор. Объясняла, что это не связано с тем, что родственники в них сомневаются или считают глупыми. Что они ведут себя так из страха перемен и непонимания законов. Это изрядно упрощало их реакции, и мы каждый раз обсуждали вместе новый случай столкновения с чужим мнением.
Я всегда настаиваю в разговоре с детьми, что каждый имеет право на своё мнение, но если ты сам решил что-то для себя и уверен в этом, то и своё мнение должен научится отстаивать.
3. Перед тем, как мы перешли на новую форму обучения, я поговорила со всеми родственниками и пояснила наш выбор, попросив все негодования высказывать лично мне, а не детям. Конечно, не все прислушались к моему мнению, но регулировать токсичное отношение можно и нужно, главное — понимать причины. Если дети видят, что вы уверены в себе и поддерживаете их, остальное будет иметь гораздо меньшее значение.
4. Более старшим родственникам, которые чаще негодовали по поводу якобы ненужных ребёнку перемен, я показывала выполненные детьми задания, рефераты и даже записи выступлений на городских конференциях и выставках. Как правило, это лучше всего помогает снять все предрассудки о качестве получаемых знаний. Конечно, вы не обязаны никому ничего доказывать, но есть ситуации, в которых лучше один раз продемонстрировать результаты своего решения, чем постоянно выслушивать негативные суждения.
Изучите всё, что сможете, например, бесплатный видео урок «Пять шагов к альтернативному образованию», проконсультируйтесь с теми, кто уже живёт и учится по такой системе. Соберите все аргументы, в первую очередь для себя, как для родителя. Если вы будете сильно сомневаться или не станете вникать, то дети поведут себя так же. Родитель является показателем для детей, и они всегда проецируют поведение родителей в своей среде. Поэтому конфликтов с окружающими будет меньше, если вы точно определите свою точку зрения и будете готовы её отстаивать.
Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Стоит ли обсуждать с ребёнком бытовые задачи и проблемы в семье?
Беспроигрышная стратегия на семейной форме обучения
Различия в обучении мальчиков и девочек
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.