Найти тему

Сопротивление родственников: что делать?

Всё новое неизбежно пугает, особенно если не вникать в то, как это работает. Так происходит и с новыми формами образования. Социальные нормы так хорошо закреплены в обществе, что любой намёк на отхождение от них вызывает множество вопросов, а иногда и прямую агрессию. Но если от незнакомых людей отгородиться довольно просто, то близкие и друзья у многих существенно влияют на решения и эмоциональное состояние. Даже будучи убеждённым в своих решениях человеком, я сталкивалась и продолжаю сталкиваться с тем, что люди стараются спасти моих детей и меня от семейного образования, приписывая ему довольно страшные определения.

Поэтому не переживайте, если уже на этапах размышления о том, насколько хорош этот формат обучения для вас, ваши друзья и родственники начинают вас пугать. Отсутствие социализации, неспособность дать качественное образование дома, плохие оценки в аттестате — всё это уже стало классическими страшилками о семейном образовании.

Что же с этим делать?

1. Для начала стоит убедится в том, что ваши родственники точно понимают, о чем говорят, не путая эту форму с какой-то другой. Я изучала все статьи и законы об образовании, перед тем, как переводила детей на новую форму. Ведь полагаться в таком случае на кого-то не приходится, поэтому настоятельно рекомендую изучить юридическую и законодательную часть этого вопроса. Информации не так много, и воспринимается она проще, чем многие себе представляют. Например, вот небольшое уточнение: до 2012 экстернат считался альтернативной формой обучения наравне с семейным образованием. Сегодня он является формой аттестации для учащихся на семейном образовании.

Если ребёнок накапливает задолженности по учебе без уважительной причины (медицинские справки о лечении, например) и не может пройти промежуточную аттестацию (у обучающегося на семейном образовании есть две попытки пересдачи неудовлетворительной оценки или академической задолженности), то он продолжит получать образование уже в образовательном учреждении. Но при этом нет никаких указаний на то, что ребёнок обязан проходить промежуточную аттестацию одновременно с учениками школы, в которой он числится. Время сдачи промежуточных экзаменов определяется совместно школой и родителями/опекунами ребёнка.

2. Мы с детьми садились и вместе проговаривали схему поведения в ситуациях с негативными суждениями о выбранной нами форме обучения. Я рассказывала, почему люди могут думать о том, что это плохой выбор. Объясняла, что это не связано с тем, что родственники в них сомневаются или считают глупыми. Что они ведут себя так из страха перемен и непонимания законов. Это изрядно упрощало их реакции, и мы каждый раз обсуждали вместе новый случай столкновения с чужим мнением.

Своё мнение должен научится отстаивать
Своё мнение должен научится отстаивать

Я всегда настаиваю в разговоре с детьми, что каждый имеет право на своё мнение, но если ты сам решил что-то для себя и уверен в этом, то и своё мнение должен научится отстаивать.

3. Перед тем, как мы перешли на новую форму обучения, я поговорила со всеми родственниками и пояснила наш выбор, попросив все негодования высказывать лично мне, а не детям. Конечно, не все прислушались к моему мнению, но регулировать токсичное отношение можно и нужно, главное — понимать причины. Если дети видят, что вы уверены в себе и поддерживаете их, остальное будет иметь гораздо меньшее значение.

4. Более старшим родственникам, которые чаще негодовали по поводу якобы ненужных ребёнку перемен, я показывала выполненные детьми задания, рефераты и даже записи выступлений на городских конференциях и выставках. Как правило, это лучше всего помогает снять все предрассудки о качестве получаемых знаний. Конечно, вы не обязаны никому ничего доказывать, но есть ситуации, в которых лучше один раз продемонстрировать результаты своего решения, чем постоянно выслушивать негативные суждения.

Лучше один раз продемонстрировать результаты, чем постоянно выслушивать негативные суждения.
Лучше один раз продемонстрировать результаты, чем постоянно выслушивать негативные суждения.

Изучите всё, что сможете, например, бесплатный видео урок «Пять шагов к альтернативному образованию», проконсультируйтесь с теми, кто уже живёт и учится по такой системе. Соберите все аргументы, в первую очередь для себя, как для родителя. Если вы будете сильно сомневаться или не станете вникать, то дети поведут себя так же. Родитель является показателем для детей, и они всегда проецируют поведение родителей в своей среде. Поэтому конфликтов с окружающими будет меньше, если вы точно определите свою точку зрения и будете готовы её отстаивать.

Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:
Стоит ли обсуждать с ребёнком бытовые задачи и проблемы в семье?
Беспроигрышная стратегия на семейной форме обучения
Различия в обучении мальчиков и девочек

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.