Как России и Канаде сотрудничать в Арктике?
Российско-канадские отношения в 20-21 вв. в лучшем случае можно назвать сложными, а в худшем – конфликтными. Тем не менее, у Москвы и Оттавы всегда сохранялась точка сотрудничества – Арктика. Об этом рассказывает американское издание Modern Diplomacy.
Россия и Канада равноценно представлены в Арктическом Совете. Более того, несмотря на разные и местами противоречивые подходы, российско-канадские арктические отношения в рамках этой организации продолжают развиваться за пределами существующей конфликтной среды.
В конце 2019 года, незадолго до выборов в Канаде, правительство Джастина Трюдо опубликовало новую арктическую стратегию. Предыдущая стратегия Заполярья была довольно агрессивной и ограничивалась защитой национального суверенитета в регионе. Новая арктическая политика, напротив, смещена в сторону сотрудничества и компромисса. Упор делается на международное право и широкое представительство в международных региональных организациях Крайнего Севера.
В канадской арктической кампании Россия является исключительно важным партнёром. В 2019 году политический истеблишмент Оттавы заявил о намерении двигаться по линии сотрудничества с Москвой по арктическим вопросам. Но, несмотря на эту готовность, Канада продолжает выполнять свои обязательства сотрудничества перед США и НАТО, что тормозит вектор развития российско-канадских арктических отношений.
Как и Канада, Россия также обновила свою арктическую стратегию, в которой всесторонне детализируются планы до 2035 года. Новая арктическая политика России представляет собой многомерный подход к кампании в Заполярье.
Смогут ли страны развивать, поддерживать и укреплять сотрудничество в Арктике на фоне общего ухудшения канадско-российских отношений, а также растущей конкуренции в арктическом регионе? И Канада, и Россия открыты для арктического сотрудничества. Интересы Москвы и Оттавы в полярных делах часто совпадают, тем самым создавая возможности для улучшения и расширения сотрудничества.
Арктические отношения между странами представляют собой сочетание сотрудничества и конкуренции. Важным шагом к нормализации отношений стало взаимное признание общих интересов в арктической сфере. Общей политики страны придерживаются и в рамках Арктического Совета, защищая суверенитет арктических держав и сдерживая натиск государств Европы и Азии.
Конечно, это не означает игнорирования военных и оборонных вопросов Арктики. Однако в этой повестке страны концентрируются на вопросах национальной безопасности и не создают фатальной угрозы друг для друга. В случае, если и Россия, и Канада займут проактивную согласованную позицию по вопросу баланса интересов арктических и неарктических стран в регионе, два государства смогут сформировать совместную арктическую политику, особенно в отношении неарктических государств.
Шведская стратегия Заполярья
Швеция, в отличие от России и Канады, представляет более «интернациональную» концепцию развития Арктики. Так, Стокгольм поддерживает членство неарктических государств, в том числе и Китая, в Арктическом Совете. Об особенностях шведской арктической компании рассказал международный Центр циркумполярных исследований.
Основная причина поддержки неарктических стран – стремление не привязывать вовлечённость в арктические дела с географическим признаком. Швеция не имеет собственной арктической береговой линии, хотя и относится к государствам Заполярья. Возможность включения в дела Арктического Совета неарктических стран позволит укрепить позицию в том числе и Швеции.
В настоящее время Швеция сталкивается с тремя проблемами в Арктике. Во-первых, динамика безопасности в регионе представляет собой сочетание как традиционных, так и новых вызовов, в отношении которых северные государства, не говоря уже о других странах, представляют разные мнения и подходы. Во-вторых, арктический регион конкурирует с балтийским регионом за стратегическое внимание и ограниченные ресурсы Швеции, и эти самые ограниченные ресурсы страны не позволяют работать «на два фронта». Наконец, Швеция разделяет озабоченность США по поводу действий России в Арктике и перспективного российско-китайского партнерства в регионе. Но в то же время шведские политики обеспокоены чрезмерно активными действиями Вашингтона в Арктике.
В меняющихся условиях Швеции пришлось сократить масштабы своих международных миссий и сконцентрироваться на региональной политике. В целях защиты своих национальных интересов Стокгольм работает над новой оборонной политикой – модернизацией сил, которые могут работать в Арктике, увеличением оборонных бюджетов, обновлением стратегии военных действий. Такая активность связана с большим давлением со стороны партнёров Швеции – США и НАТО.
В действиях России в заполярье Швеция видит сигнал к стремлению защищать свои национальные интересы в качестве арктической державы, а также отстаивать арктический суверенитет. И здесь Стокгольм больше пугает не возрождение российских военных баз и укрепление Северного флота, а сформировавшаяся система убеждений о том, что именно те страны, которые имеют прибрежную арктическую линию, должны определять будущее этого региона.