Всем привет! Наверняка многие из вас в предвкушении выхода новых консолей PlayStation 5 и Xbox Series. Цены на последнюю к моменту написания данного текста уже объявили - это 26 990 за младшую модель S и 45 590 рублей за старшую X. Sony пока держит оборону, но в скором времени тоже должна будет объявить цены на свою продукцию. И я очень надеюсь, что в этом поколении разница в цене между PS и Xbox не будет такой высокой. ОДНАКО! Игровая индустрия насчитывает более сотни всевозможных домашних консолей, некоторые из которых выходили "штучным" тиражом! И я сейчас говорю не об ограниченной серии консолей с редизайном под какую-нибудь культовую игру или важное событие, как например, издание консоли PlayStation 4 PRO "500 Million Limited Edition", приуроченное к достижению отметки в 500 млн. копий проданных консолей за все время существования бренда PlayStiaion (тираж всего 50 тысяч экземпляров). Так вот, вы думаете, что консоли от Microsoft и Sony самые "дорогие"? Есть еще Nintendo Switch, но у нее дорогие только игры, а вот сама консоль относительно дешевая... Давайте погрузимся в увлекательную историю игровой индустрии и выясним, кто был "самым-самым"? Поехали!
Цены указаны с учетом инфляции (а в скобочках будет указан ценник на момент старта продаж в Соединенных Штатах Америки), топ расположился от самой "дешевой" до САМОЙ ДОРОГОЙ В МИРЕ КОНСОЛИ массового производства.
"Magnavox Odyssey 2" текущая цена 640$ или 48 277 рублей (на момент старта продаж в США в 1978 году стоила 180$)
Производством консоли занималась компания Philips (и вы очень сильно удивитесь, узнав, что она принимала участие в разработке очень большого количества игровых консолей | Philips тогда был очень сильным игроком на рынке домашних электронных развлечений). Игры распространялись на картриджах, что было нетипично для приставок того времени и являлось неотъемлемым плюсом консоли Odyssey 2 в сравнении с конкурентами. Картриджами можно было обмениваться, и уже тогда некоторые "геймеры" стали коллекционировать игры. Набор представлял собой красочную картонную коробку, внутри которой был игровой картридж и мануал с правилами игры (если таковой требовался), иногда вся информация умещалась на задней стороне коробки.
На тот момент игровые консоли поставлялись с "вшитыми" играми. Купив, например, домашний "теннис" - семье приходилось играть только в него, что естественно очень быстро надоедало, и дорогостоящая консоль включалась все реже и реже. Для Magnavox Odyssey 2 выпустили целых 19 игр! Естественно, она была коммерчески успешной и полюбилась американскому покупателю.
Помимо игр (на которые сейчас нельзя взглянуть без слез) консоль предлагала возможность домашнего обучения программированию за счет полноценной буквенно-цифровой клавиатуры. В первых партиях Odyssey 2 игровой контроллер был съёмным и имел серебристый цвет под стать самой консоли. В следующих ревизиях компания Philips приняла решение "впаивать" его в корпус приставки, и я могу ошибаться, но я поискал информацию в сети (зачем это вообще было нужно?) и выяснил, что за счет этого удается снизить себестоимость производства консоли. Так ли это на самом деле? Если вы знаете наверняка, то, пожалуйста, отпишитесь в комментариях под статьей.
"Sega Saturn" текущая цена 680$ или 51 294 рубля (в США в 1995 году стоила 400$)
Данная консоль стала преемницей Sega Genesis и должна была быть убийцей Sony PlayStation. Из-за грядущего выхода последней руководству SEGA пришлось пойти на рискованный шаг, который негативно сказался на конечной стоимости консоли, но в перспективе он должен был помочь конкурировать с Sony - Saturn, поставлялся с двумя графическими процессорами VDP с одинаковыми характеристиками. Консоль была оснащена CD-приводом (теперь не нужны были никакие модули расширения), игры для Saturn выходили на дисках.
Консоль нельзя назвать успешной. Ее поддержка прекратилась в 1998 году в Штатах, спустя всего 3 года с момента начала официальных продаж (в Японии же ее поддерживали вплоть до 2001 года, а релиз состоялся в 1994 | на год раньше, чем в США). Можно сказать, что продукцию SEGA в стране восходящего солнца всегда любили больше: на старте продаж первой PlayStation, Sega Saturn чувствовал себя более чем уверенно (его покупали больше, даже с учетом того, что ценник PS1 составлял 299$ против 400). За полтора года SEGA удалось реализовать 1,5 миллиона консолей только в одной Японии, но из-за стратегически верных шагов, принятых компанией Sony в течение следующего года ей удалось догнать и опередить продажи Saturn. В 1996 Sony объявили на E3, что будут продавать свою PlayStation по цене в 199$. В этом же году стало известно, что Sony продали своих консолей вдвое больше, чем Sega Saturn...
В конечном итоге компания SEGA сама себя убедила в том, что все ее проблемы связаны с тем, что Saturn был технически плохо спроектирован, и поэтому разработчики в первую очередь ориентировались на консоль от Sony. На E3 1997 года CEO компании Берни Столар публично заявил следующее:
The Saturn is not our future (Saturn - это не наше будущее)
"Atari 5200" текущая цена 720$ или 54 310 рублей (в США в 1982 году стоила 270$)
Консоль вышла на замену популярной тогда Atari 2600, которая в последние годы своей жизни стала конкурировать с домашними ПК (Commodore PET и Apple II). С технической точки зрения они мало чем отличались друг от друга, но так как это были устройства другого класса (КОМПЬЮТЕРЫ), их создатели продавали свою продукцию с более высокой наценкой, за счет чего обставляли по выручке Atari. Последняя не готова была с этим мириться.
Забавный маркетинговый момент... Как по вашему лучше всего будет обозначить, что новая консоль во всем опережает своего предшественника?
Правильно! Преумножить все плюсы "оригинала" на два: руководство Atari недолго думали с именем преемника, а просто умножили 2600 на 2, и в итоге мы имеем модель Atari 5200, также было увеличено количество портов для игровых джойстиков с 2-х до 4-х (кстати, почти у всех тогдашних конкурентов была поддержка только игры вдвоем), они также провели "апгрейд" джойстиков, добавив аналоговый стик (8 направлений против 4 у Atari 2600) и цифровую клавиатуру. На геймпаде было 4 кнопки! (это реально "много", я специально играл в старые игры на своем аркадном компьютере - есть видео, ссылка будет в конце статьи, в скором времени я напишу отдельное руководство, как собрать такой же у себя дома | так вот, большинство игр реально обходились всего 1-2 управляемыми кнопками и крестовиной). Здесь также появились привычные всем геймерам кнопки Start и Pause (аналог Select), третьей была Reset.
Консоль считают неудачной, так как по сути это был полноценный компьютер, из-за чего Atari смогла поднять цену на уровне "конкурентов", которые по сути таковыми не являлись. Однако это не помешало Atari 5200 продаться в количестве миллиона экземпляров.
Это первая часть. Всего я планирую 3 выпуска. Оставайтесь на связи, делитесь своими комментариями. Ко второй части мы узнаем точную цену PlayStation 5. Если вдруг вы захотите собрать свой домашний ретро компьютер для запуска старых и не очень игр, то вот ссылка на мою видео инструкцию > просто кликните на текст, это ссылка < Статья на Яндекс тоже подоспеет в скором времени. Всем добра! И спасибо, что дочитали данный материал до конца. Не забудьте поделиться им с друзьями 🤝