Не утихает шумиха вокруг новых требований Американской киноакадемии к фильмам-кандидатам на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм". Здесь я уже выложила свои аргументы, почему истерика в этом вопросе неуместна. Но решилась на продолжение, и вот почему.
Чтобы понять, что происходит, надо уяснить: мир занимается самолечением. Он пытается излечиться от застарелых язв - неприязни к людям другой расы, национальности, пола, религии, ориентации. В нашей стране женщины официально получили равные права с мужчинами с революцией, то есть уже век назад, а дружба народов была с того момента была возведена в культ (это не имело стопроцентного успеха, но все же).
Нам трудно понять, что еще каких-то 60 лет назад неравноправие белого и цветного населения в США было санкционировано. Европеоиды, которые считали отвратительным находиться рядом с чернокожим и демонстрировали это, и оскорбляли людей другой расы, и имели при этом поддержку от государства, - многие из них еще живы, а уж их дети и подавно! Получается, что чисто хронологически эта проблема в памяти американцев более свежа, чем Великая Отечественная в памяти россиян (я ни в коем случае не сравниваю глубины трагедий и масштабы бедствий - я о близости по срокам). Что касается борьбы за права женщин - и здесь им есть чем болеть. Например, лишь в семидесятых годах в США законодательно запретили дискриминацию в вузах.
Новые правила "Оскара", BLM и многие другие явления - это эксцессы, неизбежные при попытках самолечения общества (как человек, пытающийся "задавить" простуду поеданием всех имеющихся под рукой таблеток, килограммами лимонов и малинового варенья и т.д.). Это как маятник - когда-то он качнулся до максимума в зону рабовладения, а теперь закономерно качается в обратную сторону и переходит разумные границы.
Но маятник - на то и маятник, чтобы со временем остановиться в золотой середине. Когда-нибудь никого не будет волновать, представители каких рас и ориентаций заняты в кино, - лишь бы фильм был хорошим.
Кстати, подобные соцзаказы были определяющими и в советском кино. Посмотрите в Википедии, какие фильмы преимущественно становились лауреатами Сталинской премии. Сплошь революция, защита Родины, трудовые подвиги, борьба пролетариев с угнетателями, высмеивание буржуев. Если экранизация классики - непременно следует показать симпатичные образы из простонародья. А без этого госпремии не видать! Тогда в Советском союзе считалось, что более всего народ нуждается именно в таких произведениях "важнейшего из искусств". Даже в детскую сказку желательно было вставить политический аспект. Поэтому в 1935 году в фильме про Гулливера - замечательном, кстати, и технически невероятно сложном - главный герой помогает трудящимся лилипутам свергнуть монархию. Свифт бы сильно удивился!
Чудесная "Золушка" 1947 года главной кинопремии страны так и не получила, ведь проблемы социального устройства в ней не критиковались, а главная героиня была "недостаточно пролетарской". На худсовете "Ленфильма" лента вызвала осуждение и оказалась под угрозой:
В образе Золушки я не обнаружил активной любви к труду, равно как не обнаружил традиционной обаятельности в других образах.
Я. Фрид, из стенограммы заседания 24 сентября 1946 г. (источник)
Но все-таки ее выпустили: измученным войной и разрухой людям требовались положительные эмоции. Отсутствие премии лишило создателей внушительной денежной суммы и упоминания в справочниках. Зато народная любовь разрешения у правителей не спрашивает: "Золушка" - один из известнейших и любимейших фильмов-сказок на все времена. Даже в идеологических рамках в СССР производились шедевры как "под премию", так и без расчета на нее.
Вот так и с "Оскаром": некоторое время кинодеятелям просто придется учитывать, что академики хотят видеть освещение определенных тем номинантами на главную из 24 основных номинаций премии. Но творить им никто не запрещает - а время все расставит по своим местам. Не думаю, что эти правила продержатся долго.
Спасибо за внимание в моим статьям!
Что еще вам может быть интересно:
Почему меня не возмущают новые критерии "Оскара"?
Идея Стругацких в фильме "Довод"
Как в России в 90-х экранизировали "Заповедник гоблинов"