«Узелки» Евгения Гришковца — это книга, написанная в период карантина, когда время остановилось, а нам оставалось только ждать. Сам Евгений Валерьевич называет эту работу «Записками из остановившегося времени»:
«„Узелки“ — это основной результат моего вынужденного полугодового сценического бездействия. Книга точно получилась особенная. Своей детальностью, тщательной композиционной проработкой и особым настроением».
В качестве альтернативы живым встречам и спектаклям, отмененным из-за эпидемии, драматург организовал серию онлайн-ужинов (иногда были завтраки или послеобеденные чаепития) на YouTube с поклонниками своего творчества, на которых признавался, что, будучи законопослушным гражданином, принял решение находиться дома 24/7, даже не навещая родителей. Самоизоляция и общение с фанатами подтолкнули прозаика вспомнить яркие моменты (те самые «узелки») из своей жизни и изложить их на бумаге.
В «Узелках» прозаик говорит о тех воспоминаниях, которые не уходят в тень новых событий и переживаний. Их яркость и отчетливость в памяти не уменьшается с годами. Пусть эти моменты были не знаковыми, зато очень яркими и красочными. Именно из них и состоит жизнь. Например, шрам на лбу или на коленке, при взгляде на который вспоминаются обстоятельства его появления.
Узелки
Евгений Гришковец
По мнению Евгения Валерьевича, человек не ощущает изменений и этапов. Мы живем ежедневно и не понимаем, что мы взрослеем. А потом вспоминаем, что нам страшно нравился один фильм. Он буквально нас потрясал. Но мы пересматриваем его через год и думаем: «Что же это такое? Что произошло?». Кино осталось прежним, а взгляд на него изменился.
Когда кончается детство? Что делать, если ничего не хочется? Что такое лень? Правда — это главная ценность в жизни? Обязательно ли искать смысл жизни? Можно ли не бояться смерти? Такие простые и в то же время невероятно сложные вопросы о жизни, ответить на которые лучше, остроумнее и доходчивее Гришковца никто не сможет!
___________
Мы подготовили подборку самых ярких цитат из книги:
Неведомая мне прежде нежность сжала сердце и всё моё существо. Огромная любовь и великая сила этой любви явились мне. Я держал в руках космос, отдельный от меня, и в то же самое время со мной неразрывно связанный. Это была не принадлежавшая мне жизнь моего ребёнка, которая полностью от меня зависела. Эту жизнь я держал впервые.
~~~
Короче говоря, я с самого раннего детства мечтал хоть как-то, хоть письмом, хоть рисунком, хоть просто упоминанием моего имени, попасть в экран. Это было необъяснимое глубокое желание. Правда, в свои пятнадцать лет я о нём вспоминал нечасто. Вспоминал скорее с усмешкой. Но оно осталось во мне. Магическое притяжение экрана не оставляло меня, хоть я себе в этом старался не признаваться. Такой уж возраст – пятнадцать лет.
~~~
Когда интерес мой к детским передачам со сказками иссяк, когда я перестал писать письма и слать рисунки в редакцию детских программ, тогда же и желание попасть в телевизор как-то притупилось, забылось и, казалось, исчезло.
Читайте эту книгу онлайн в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!