К наиболее развитым центральноамериканским цивилизациям можно, без сомнения, отнести цивилизацию индейцев майя, которые занимали полуостров Юкатан, Юго-Восток Мексики, территории современной Гватемалы, частично Гондураса и Сальвадора. На этих просторах были основаны многочисленные государства - города, некий аналог древнегреческих полисов. У майя была своя письменность, долгое время считавшаяся идеографической которую до сих пор не получилось расшифровать, за исключением календаря и системы счисления. Расшифровал письменность майя советский учёный Юрий Валентинович Кнорозов, который пришёл к выводу, что данная письменность фонетическая и содержит 355 знаков.
В наше время из Майской литературы сохранилось три кодекса один из них находится в Дрездене, другой в Париже, а третий в Мадриде. Наибольший интерес для исследователей представляет дрезденовский кодекс. Он включает в себя 39 листов текста, исписанных с двух сторон, в основном содержит в себе различные астрономические данные. Парижский "Кодекс Пересианус" был обнаружен случайно в 1860 году, в Национальной библиотеке в корзине с макулатурой и содержит тексты ритуального характера. Мадридский кодекс была также найден в 1860 году, написан на 56 листах, в нем говорится преимущественно об астрологии.
Монах францисканец Диего де Ланда, автор книги "Relación de las cosas de Yucatan", которая до сих пор является главным источником о поздней истории майя, имея возможность ознакомиться с содержанием сотен подобных кодексов майя. Наконец в 1562 году он подписал приказ об их уничтожении. Как он сам отметил в своей книге - индейцы очень сожалели об этой утрате и страдали по этому поводу. Часть книг индейцы попробовали перепрятать, но из-за важного тропического климата они не сохранились, либо сохранились в очень плохом состоянии, требующим специальных мер по их реконструкции.
Тем не менее, майская литературная традиция не прервалась. Индейцы перешли на латинский алфавит, в его кастильском варианте. Уже в XVI веке были составлены своды sui generis.
Со временем эти тексты дополнялись новыми материалами (который иногда переводился на испанский язык). Эти манускрипты (в общей сложности девять книг) называются книги Чулим Балам, что означает книги пророка Ягуара, так звали известного индейского жреца, который жил в Мани в эпоху конкисты.
Эти книги представляют из себя неравнородную, местами хаотичную смесь разных текстов и фрагментов текстов разного содержания, разного стиля и происхождения.
В этот цикл книг входит "Хроника Матичу" и "У Мутил Чуенил Кин Сансамал" - майский гороскоп.
Майя разделяли год на 19 месяцев, 18 по 20 дней и 1 5-ти дневный. В гороскопе указывались характерные черты характера людей, родившихся в определённый месяц.
Несмотря на то, что майя были единственной американской цивилизацией, создавший письменность для выражения абстрактных понятий, и стало быть записывать происходящие события, об их истории известно мало. Главными источниками являются памятники материальной культуры, которые открываются преимущественно в последнее время, так как во времена конкисты главное внимание было приковано к ацтекам.
Мексика в доколумбовскую эпоху. Часть IV. Развитие Майской цивилизации
14 сентября 202014 сен 2020
10
2 мин