Вопрос 1: Ребенку 4 года, как правильно привить привычку убирать за собой игрушки, без слов ты должен, обязан, если уберешь будешь хорошим мальчиком? 2. Какими способами выявить, к кому виду деятельности или физической активности лежит предрасположенность ?
Ответ на первый вопрос: Ваш ребенок в том возрасте, когда у него доминирует потребность в игре и подражании взрослым (прежде всего родителям). Поэтому наиболее действенный способ приучить его убирать за собой игрушки, как впрочем и все остальное, это сделать это вместе с ним (показывая пример) в игровой манере. Со временем это может превратиться в хорошую привычку (любые действия повторяемые из дня в день становятся стереотипом поведения, и хорошие, и плохие!). Апелляция к уровню сознания ребенка, которое еще не сформировано в 4 года, путем слов (увещеваний, приказов и т.п.) не принесет желаемого результата. Больше играйте, демонстрируйте правильные модели поведения и все получиться.
По второму вопросу. Наряду с потребностями в игре и подражании у ребенка проявляются другие потребности, а именно потребность в двигательном саморазвитии, автономии (свободе выбора средств удовлетворения своих потребностей) и вооруженности (опытности, компетентности). Проявлениями биологической потребности в физическом саморазвитии могут быть: 1) преодолении внешних препятствий; 2) сложнокоординированные упражнения с применением механических средств передвижения; 3) танцевальные движения; 4) различные виды единоборств; 5) взаимодействие в составе команды и др. Причем, доминирование одной из названной мотивации в физическом саморазвитии, как правило, сопряжено с негативным отношением к другим видам двигательной деятельности. Так, например, мальчики, предпочитающие катание на коньках, роликовой доске или велосипеде, обычно, не любят бороться, лазить по деревьям, плавать, прыгать в длину и высоту. А ребята, любящие поиграть в составе команды в мяч, как правило, равнодушны к походам, конькам, даже велосипеду. И так далее. Это связано с тем, что каждый человек - и ребенок, и взрослый - селективен (избирателен) в отношении средств удовлетворения потребностей (у каждого свой темперамент, интеллект, способности и т.д.). Поэтому невозможно человека заставить делать то, что ему не нравится. А родители часто стремятся "подогнать" ребенка под свои представления! В этом кроется большая ошибка. Делая что-то через силу у ребенка деформируется (ослабевает) та или иная значимая потребность. Не поэтому ли в средней школе уже к 5-6 кл. дети не хотят идти на урок физкультуры?
Таким образом, родителю важно определить (путем наблюдения и предоставления свободы выбора - в этом собственно и есть ответ на Ваш вопрос), какой вид двигательной (или творческой) активности больше всего нравится ребенку и обеспечить ему возможность им заниматься. Важно давать возможность ребенку посещать игровые площадки физического саморазвития с обязательным предоставлением им свободы выбора средств удовлетворения своих двигательных потребностей. К таким игровым площадкам можно отнести, например, «трек», насыщенный средствами передвижения (самокатами, роликовыми коньками и досками, велосипедами и т.д.), или «джунгли», где система канатов, шестов, веревочных лестниц, трапеций и батутов приведена в определенную взаимосвязь. Занятия физической культурой на игровых площадках следует строить также по принципу «делай как я». Получив полную свободу, ребенок сам способен спрограммировать свою игровую деятельность. А физическую нагрузку будет регулировать по самочувствию. Регулятором в этом случае выступает простейшая биологическая потребность в экономии сил, которая предохраняет ребенка от физических перегрузок, а его двигательная активность протекает преимущественно в аэробном (обеспеченном кислородом) режиме, благоприятном для развития основных двигательных способностей ребенка, развития всего его организма. Кроме площадок физического саморазвития для детей дошкольного и младшего школьного возраста должны быть доступны также каток, бассейн, танцевальный зал, площадки для подвижных и спортивных игр, где занятия также должны строиться с учетом их базовых потребностей (то есть на основе подражания и в игре).
В этом случае потребность будет "канализирована" и будет работать на благо Вашего ребенка.
Ждем Ваших комментариев и вопросов. Постараемся ответить.