Найти тему

Давайте вспомним великого Фидия: что о нем известно?

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Кажется, картина Лоуренса Альма-Тадема «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» - единственное произведение живописи, где изображен знаменитый древнегреческий скульптор. Здесь показана очень живая сцена, выглядящая как кадр из какого-нибудь исторического фильма. Фидий предстает в образе атлетически сложенного бородатого мужчины, стоящего на лесах на фоне свежесозданного фриза Парфенона и проводящего авторскую экскурсию для своих друзей.

Лоуренс Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»
Лоуренс Альма-Тадема. «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»

Посетители стоят на мостках, слушают скульптора и любуются его творением. Современному зрителю может показаться странным, что барельефы на фризе ярко окрашены. Ведь мы привыкли видеть произведения древнегреческого искусства беломраморными. Однако на самом деле и храмы, и их скульптурные украшения в Древней Греции были именно цветными. Вот в таких ярких цветах они украшали собой города античной Эллады.

Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».
Парфенон. Фриз целлы с изображением «Панафинейской процессии».

Краска слезла со временем, открыв нашему взору благородное изящество мраморных скульптур и барельефов. На мой взгляд, так намного лучше, но греки думали по-другому.

Про Фидия известно немного. Во-первых, то, что уже современники считали его гениальным скульптором. Мы можем убедиться в их правоте, глядя на немногие произведения мастера, сохранившиеся до сих пор. Фидий творил в классическом стиле, то есть его скульптуры олицетворяли собой то понимание гармонии, которое существовало в древнегреческой культуре и стало эталонным. Произведения Фидия пронизаны золотым сечением - то есть математическим выражением идеальной пропорции.

Парфенон. Восточный фронтон. Один из фрагментов многофигурной композиции «Рождение Афины из головы Зевса»
Парфенон. Восточный фронтон. Один из фрагментов многофигурной композиции «Рождение Афины из головы Зевса»

Во-вторых, известно, когда жил Фидий. Это было время, когда Афины переживали пик своего развития и как полис, в политическом смысле (правил знаменитый Перикл), и как культурный центр Эллады. Именно в Афинах в этот период жили и творили великие философы, художники, поэты. Фидий входил в ближний круг Перикла, который окружил себя талантливыми людьми.

Фидия приглашали и другие города, где он также работал над заказами.

Парфенон. Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Дедала, замахивающегося молотом в сцене битвы с амазонками на щите «Афины Парфенос»
Парфенон. Предполагаемый автопортрет Фидия в виде Дедала, замахивающегося молотом в сцене битвы с амазонками на щите «Афины Парфенос»

Есть версия, что Фидий изобразил себя на щите Афины Парфенос (знаменитый, многократно описанный видевшими скульптуру в самых восторженных выражениях, но увы, утерянный, шедевр) в образе Дедала. Если это так, то мы видим реальный облик великого скульптора. Он уже немолод, лысоват, у него напряженное, сосредоточенное лицо.

Этот прием, когда художник изображает себя среди участников какой-то сцены на второстепенных ролях - остроумный способ показать себя в антураже созданного произведения. Своего рода автограф.

Также говорят, Фидий высекал фразу «Прекрасный Пантарк» на кончике пальца своих гигантских скульптур - Зевса и Афины. Так он обессмертил имя своего любимого юноши.

Почитайте еще на моем канале:

Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве

Эти 5 картин с изображением Иоанна Крестителя впечатляют меня больше остальных в этой теме

В блоге мужа:

Многодневное голосование стало законным: как вы к этому относитесь?