Найти в Дзене
Artfragment

Бессмертная в Венеции: 125 лет биеннале

Рассказываем, когда биеннале желали сгореть, как искусство продавали за $2 и из-за чего негодовали советские власти.
Оглавление

Скандалы и геополитика, сплетни и гламур, новаторство и великое искусство. Все это — Венецианская биеннале, ставшая таким же культурным феноменом, как и город, в котором она проходит. В этом году она отмечает свое 125-летие — в замершей от пандемии Венеции. Рассказываем, когда биеннале желали сгореть, как искусство продавали за $2 и из-за чего негодовали советские власти.

— Пандемия уже однажды влияла на Венецианскую биеннале.

Правда, помимо испанки тогда еще шла война. Вообще же, если биеннале переносилась или отменялась, причина всегда была сверхважной и свидетельствовала об историческом сдвиге. Первый разрыв больше двух лет между выставками случился из-за Первой мировой войны. Тогда биеннале после 1914 года состоялась лишь в 1920-м. А вот в 1942-м выставку в Венеции провели, хотя уже и шла Вторая мировая. Правда, тогда смотр стал самым малопосещаемым в истории, а в павильонах США, Франции и Британии экспозицию посвятили военно-воздушным силам и сухопутным войскам.

Павильон Италии в 1938 году.
Павильон Италии в 1938 году.

— На биеннале бывали многие сильные мира сего.

В 1934 году Гитлер впервые встретился с Муссолини — в Венеции. Фюрер посетил выставку, а спустя два года центральный павильон покрыли свастикой. Британия тогда отказалась принимать участие в смотре. Скандальными стали и награждения в 1940 и 1942 годах. Призы биеннале получили скульптор Третьего Рейха Арно Брекер и художник Артур Кампф, чье искусство использовали в своих пропагандистских целях власти Германии.

Ханс Хааке, «Германия, 1993», инсталляция в павильоне Германии на 45-й Венецианской биеннале.
Ханс Хааке, «Германия, 1993», инсталляция в павильоне Германии на 45-й Венецианской биеннале.

— Выставка 1948 года вошла в историю как «biennale reconstruction».

Это был первый смотр после Второй мировой войны, и фурор на нем произвела Пегги Гуггенхайм. В пустовавшем павильоне Греции она представила больше сотни работ — европейских модернистов, но главное — неизвестных тогда в Европе американских художников: Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Александра Колдера, Аршила Горки. «Моя выставка имела огромный резонанс, мой павильон стал одним из самых посещаемых на биеннале. Все это вызвало у меня сильнейший эмоциональный отклик, я была счастлива увидеть имя Гуггенхайм рядом с Великобританией, Францией, Нидерландами, Австрией, Швейцарией…», — писала галеристка в своей биографии «Жизнь для искусства».

Пегги Гуггенхайм с картиной своей дочери Пегин Вейл, Венеция, 1948.
Пегги Гуггенхайм с картиной своей дочери Пегин Вейл, Венеция, 1948.

— 1960-е стали скандальным десятилетием для Биеннале.

В 1964-м возмущение вызвало присуждение главного приза Роберту Раушенбергу. Абстракционист стал самым молодым из художников, кто когда-либо получал эту награду. Французский поэт-сюрреалист Ален Боске тогда отмечал:

«Освящение, если можно так выразиться, работ американского художника Раушенберга на биеннале в Венеции, даже при настоящей неразберихе в искусстве, выглядит как позорный акт».

Спустя два года, в 1966-м, Яёи Кусама неожиданно для организаторов начала торговать своими арт-объектами — по $2 за штуку возле таблички «Ваш нарциссизм на продажу». Так японка выступала против коммерциализации арт-рынка.

Яёи Кусама, «Сад нарциссов», 1966.
Яёи Кусама, «Сад нарциссов», 1966.

— Биеннале 1968 года запомнилась протестами студентов (они докатились до Венеции из Парижа).

Демонстранты вышли на улицы города с плакатами:

«Венецианская биеннале — инструмент буржуазии. Воспроизводя идеологию власти, она утверждает политику расизма и культурной отсталости. Буржуйская биеннале, «красного петуха» твоим павильонам!».

В день открытия часть студентов прорвалась на вернисаж «не для всех», где произошли столкновения с полицией.

Демонстранты перед американским павильоном, 1968.
Демонстранты перед американским павильоном, 1968.

Некоторые художники, особенно молодые, в знак солидарности с протестующими показывали свои работы тыльной стороной, а некоторые и вовсе отказались от экспонирования. Авторитетный итальянский журнал Flash Art выпустил статью под заголовком «Смерть в Венеции», назвав смотр «культурно бесполезным».

Задержание демонстрантов на Венецианском кинофестивале, 1968.
Задержание демонстрантов на Венецианском кинофестивале, 1968.

— В 1977 году в Венеции прошла внеплановая биеннале.

Ее посвятили неофициальному искусству СССР. Были показаны работы художников-нонконформистов: Оскара Рабина, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Анатолия Зверева. Советские власти назвали экспозицию фарсом и вмешательством политики в культуру. В «Литературной газете» вышла карикатура, на которой президент биеннале Карло Рипа ди Меана был изображен на фоне слова провокация, написанном на огромном американском долларе.

Публикация, посвященная Биеннале диссидентов, 1977.
Публикация, посвященная Биеннале диссидентов, 1977.

— После 1977 года Илья Кабаков еще выставлялся в Венеции.

И это стало триумфом. Художник получил единственного для России «Золотого льва» — за инсталляцию «Красный вагон». Она заняла все пространство российского павильона. Вагон стал метафорой СССР — от образования нового государства в 1922-м до его распада в 1991-м. Инсталляция состояла из трех частей: лестницы в небо, самого товарного вагона и груды мусора. Внутри вагон был украшен картинами в стиле соцреализма и изображениями счастливых граждан Страны советов. Там же звучали советские песни. Но вместо колес вагон стоял на деревянных подпорках. А проломленные ступени вели к куче мусора.

Илья и Эмилия Кабаковы, «Красный вагон» (в Главном штабе Эрмитажа).
Илья и Эмилия Кабаковы, «Красный вагон» (в Главном штабе Эрмитажа).

— Венецианская биеннале в XXI век по-прежнему остается главным событием в мире современного искусства.

Будет ли так и впредь? Скорее всего да. «В искусстве нет никаких фактов, есть только перспективы. Есть разные пути, способы видеть и думать, и насколько я могу судить, это единственное пространство в культуре, где возможен опыт такого рода», — отмечал куратор 58-й Венецианской биеннале и директор лондонской Hayward Gallery Ральф Ругофф.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.