В 1969 году в США был снят фильм под оригинальным названием "Change of Mind", который после просмотра я бы назвала "Пересадка". Фильм не переводился на русский язык, но показался мне достойным внимания для тех, кто интересуется старыми фильмами.
Окружной прокурор Дэвид Роу- весьма богатый человек, лидер одной из политических партий, болен неизлечимой болезнью. Спасти его может только срочная пересадка мозга в новое тело. Но по времени и совместимости подходящим оказывается тело погибшего молодого негра. В результате сложнейшей операции Дэвид обретает новое тело и новую жизнь...
Придя в себя и зная свою ситуацию, Дэвид с оптимизмом смотрит в будущее. Главное, что он жив и энергичен. Средства массовой информации с ажиотажем рассказывают о новом медицинском чуде спасения человека путем пересадки мозга в новое тело. Когда врачей спрашивают, кто теперь этот человек - белый в черном теле или черный с мозгом белого, они отвечают, что он просто человек. Дэвид становится всеобщей знаменитостью.
Жена Дэвида Маргарет поддерживает мужа, хотя теперь внешне для нее он чужой человек. Мать Дэвида прямо признается сыну, что ей трудно принять его в новом облике. В ответ Дэвид вспоминает смешные моменты из прошлого, доказывая что он все тот же Дэвид, ее сын.
Глубоко любящий свою жену, Дэвид пытается иметь с ней интимные отношения, но Маргарет отталкивает его. Дэвид все чаще замечает, что его жена пьет алкоголь, когда они наедине.
Маргарет понимает, что ее муж все тот же умный, порядочный человек, но она не может смириться с его новой внешностью человека другой расы.
Со временем Дэвид чувствует необходимость навестить жену Ральфа Диксона - человека, после гибели которого он получил его тело. Миссис Диксон вначале принимает Дэвида за своего мужа, но через секунду осознает, что это Дэвид Роу. Ей, в свою очередь, трудно принять факт, что мужчина с внешностью ее любимого мужа - чужой человек.
Тем временем, на работе новый Дэвид начинает сталкиваться с неожиданными трудностями. Его подчиненные сторонятся его, а многие из его друзей начинают его избегать и даже позволять себе расистские высказывания.
Дэвид как окружной прокурор ведет дело об убийстве темнокожей девушки Генриетты Джонсон, в котором подозревают белого полицейского Вебба. Шериф Вебб открыто смеется над Дэвидом и его черной кожей. Он уверен, что черный прокурор не сможет выступить против белого полицейского. Дэвид же настроен воинственно, и его цель доказать, что Вебб убил свою чернокожую любовницу из-за ревности к ее мужу. Как оказывается, следы крови девушки находят на хлысте, которым Вебб избивал девушку. К тому же Вебб давно славится особо жестоким отношением к цветному населению.
Сложности у Дэвида также возникают и в его партии. Его однопартийцы хотят уговорить его сняться с выборов, потому что белые избиратели голосовать за него не будут. С другой стороны, Дэвид встречает теплый прием у чернокожих политиков.
Проблемы на работе, разочарование в отношениях с женой сильно огорчают Дэвида, и он отправляется в ресторан для черных. В этом ресторане поет жена Ральфа Диксона. В ресторане вначале его принимают за своего. Одна из девушек начинает с ним флиртовать, но вскоре все узнают в нем не настоящего негра, а известного и богатого белого прокурора. Его темная кожа на этот раз не спасает. Завязывается драка, после того как один из владельцев ресторана называет Дэвида "братишкой с белым мозгом".
Элизабет Диксон ругается с владельцем и отводит Дэвида к себе домой, чтобы промыть ему раны. Ласковые руки Элизабет, ее нежность и забота пробуждают в Дэвиде желание любить эту женщину. Элизабет на короткое время видит в Дэвиде своего любимого Ральфа. Но после страстной ночи она признается, что хотя у Дэвида лицо, губы и руки её мужа, она знает, что на самом деле Ральф мертв.
Дэвид возвращается домой, где ругается со своей женой. На работе опять проблемы, и Дэвид идет в сауну, чтобы расслабиться. Там он теряет сознание. Врачи напоминают ему, что в его жизни теперь много ограничений, он должен пожизненно принимать лекарства и отказаться от алкоголя.
Тем временем начинается судебное разбирательство по делу об убийстве чернокожей девушки. Вебб отпирается, говоря что девушка был для него самым большим счастьем в жизни, но Дэвиду удается найти аргументы, подтверждающие убийство девушки Веббом из-за ревности. Чернокожие в зале суда с одобрением относятся к Дэвиду, фактически принимая его за защитника интересов черных. Несмотря на давление с стороны губернатора (он не желает, чтобы белого полицейского обвинили в убийстве черной девушки), Дэвид делает все, чтобы доказать что Вебб - убийца. Чернокожая свидетельница и такой же чернокожий знакомый убитой девушки Скаппер - все свидетельствуют против Вебба. Они заявляют, что именно Вебб в тот вечер был с девушкой, что обеспечивает ее мужу железное алиби. Черная половина зала ликует - у Вебба нет шансов избежать смертной казни. Присяжные удаляются в совещательную комнату, а Дэвид со своим помощником еще раз беседуют с подвыпившим чернокожим приятелем убитой. Разговор записывается на магнитофон - что-то мешает Дэвиду быть полностью уверенным в вине Вебба. В процессе разговора Скаппер признает, что на самом деле в тот вечер с Генриеттой был ее муж. Дэвид понимает, что он ошибся. Но он может отомстить Веббу за личную обиду и избавить мир от жестокого и циничного человека. Его друг намекает, что если сейчас, так поздно, когда присяжные совещаются по поводу приговора, он представит новые улики в суде, его карьера прокурора и политика будет разрушена. После долгого колебания Дэвид приходит в суд, просит разрешения представить новые улики до оглашения решения присяжных и включает магнитофон. В конце концов дело закрыто, Вебба освобождают в зале суда. Черная половина зала негодует и уже ненавидит Дэвида. Убийцей оказывается чернокожий муж Генриетты, который приревновал ее к Веббу. Впоследствии он покончит с собой.
После этого Дэвид уезжает в аэропорт - он хочет улететь в другой город и все обдумать. Жена умоляет его остаться, уверяя что по-прежнему любит его. Но Дэвид понимает, что пока их отношения в тупике и им нужно время.
***
Почему мне понравился этот фильм? В фильме показаны, как тесно разум и тело связаны между собой. Лишаясь того или другого и заменяя их на чужое, человек перестает быть собой. Красной линий проходит в фильме тема расизма, причем с обеих сторон. Имея черную кожу, но белый менталитет вы не станете черным. Но и белые вас не примут - вы всегда будете чужаком. Фильм заставляет задуматься о таких вещах как целостность человека, степень принятия неизбежного изменения в случаях с трансплантацией, в данном случае, мозга.
Тема кстати совсем не нова. На память сразу приходит книга Беляева "Голова профессора Доуэля" и наш фильм "Миллионы Ферфакса" и "Идеальное преступление" по книге Юрьева "Полная переделка". Хотя думаю, на эту тему есть еще и хорошие фильмы, и интересные книги.