Памяти моего друга, Маргарет Ковальски и всем отчаянным, кто пытался покончить с героиновой зависимостью.
Если вы не знакомы с творчеством Филиппа Дика, то представьте, что оказались на закате в поле, а когда наступили сумерки, вас окружил туман. Какие то очертания деревьев, размытое сияние деревенских уличных фонарей и все, что у вас есть это дорога, ведущая, как вам кажется, в самый центр тумана.
Да этот писатель – писатель фантаст. Однако, вы не найдете в его книгах развлечений в виде космических путешествий, не найдете сражений с галактическими монстрами, более того, космос в его книгах, это просто пустота, которая не особо удостаивается внимания автора.
В своих книгах Филип Дик как бы говорит: все самое интересное происходит здесь на Земле, в головах людей, в человеческом обществе. Впрочем, «здесь» не означает, что вы сейчас здесь. Филипп Дик и реальность – ничем не ограничены.
В школе нас учат читать книги по когда то разработанной методике препарирования творчества. Обязательно должна быть структура, сюжет, главные герои. Забудьте об этих вещах, если начали читать Филипа Дика. Особенно ВАЛИС. Перечисленные ниже мной книги, это нечто иное как откровения, очень напоминающие работы Якоба Беме.
ВАЛИС, ВСЕВЫШНЕЕ ВТОРЖЕНИЕ, ТРАНСМИГРАЦИЯ ТИМОТИ АРЧЕРА, СВОБОДНОЕ РАДИО АЛЬБЕМУТА - книги рожденные из одного зерна идеи. Наша жизнь наполнена смыслом и бессмыслицей существования. Хаос в котором мы пытаемся навести порядок как школьные учителя литературы в головах подопечных, невозможно победить за счет исключительно структурного подхода, логичных как нам кажется построений.
Если изначально вы идете в магазин с целью сэкономить или потратить деньги, то ваш подход конечно рациональный и вы в принципе можете сориентироваться в хорошо продуманном маркетинговом хаосе товаров. Однако, вся ваша логика разваливается, если вы начинаете понимать, что большинство товаров вам просто не нужно.
Так вот хаос возникает по Филиппу Дику, когда вы теряете связь с реальностью. Но реальность эта всегда за стеной. Все герои перечисленных книг пытаются так или иначе прорваться сквозь стену обыденности, пытаются увидеть большие размеры мира нежели им предлагает сформированное общественное сознание. Даже если вы во всем видите строгую упорядоченность с железной логикой, но вас не заботит так ли это на самом деле, то вы имеете дело с Хаосом.
Впрочем Филипп Дик это не просто подозрительное отношение ко всему происходящему, это не просто какие то конспирологические теории, попытка увидеть во всем заговор, тайные силы. Филип Дик это борьба скептицизма и веры. В жизни человека есть любовь, Бог, семья, близкие, друзья, карьера и прочие вещи. Когда с вами что то случается, и вы этого не можете объяснить находясь в обыденной реальности. Вас тянет к этому, вы верите что это произошло, но не понимаете зачем. Ваш разум пытается разобраться в этих хитросплетениях, и все что вас удерживает на пути исследования это вера в то, что произошедшее с вами реально существует, реально случилось.
Когда вы читаете его книги, подкупает - это отсутствие литературности. Вы читаете и как будто видите происходящее своими глазами. Как будто это вы ведете повествование. В книгах практически нет отстраненных описаний в представляемой читателю реальности.
В центре рассматриваемых книг идея: добро намного сложнее чем зло. И зло не может быть противопоставлением добру. Добро включает в себя намного больше элементов. Поэтому так сложно следовать добру ибо оно и просто для восприятия человеком (как действие этическое духовное) и сложно в своем наполнении. Однозначным проявлением зла является любая тирания, и так как она достаточно примитивна как любое зло, она не жизнеспособна,не имеет будущего и всегда заканчивается.
Сложно и просто - это все о добре, зло - это сведенное к примитиву понимание происходящего. Поэтому возможно многие теории и проекты об устройстве человеческого общества и религии оказываются несостоятельными. Им не хватает того, что ищет Тимоти Арчер в Трансмиграции, - объемности.
Только у небольшой части людей есть потребность в объемности восприятия реальности, остальные скатываются либо к удовольствиям, либо впадают в политические игры, либо ведут себя как коровы в стойле. Этим пользуется Зло, потому что очень легко манипулировать таким человеком. Очень легко довести его до самоубийства. Как только человек становится предсказуемым, как только он начинает реагировать на какие то разрозненные стимулы ему начинает казаться, что он теряет перспективу в своей жизни, а иногда устремляется к горизонту забывая, что горизонт это всего лишь понятие из пространственной геометрии. В этот момент Зло всегда готово предоставить свои услуги: апатия, депрессия, жестокость, наркомания, погоня за богатством, желание возвыситься над другими, боязнь заболеть, скука, трудоголизм, обжорство, безразличие к своему телу и озабоченность им, использование Бога в качестве костыля по выражению Генри Миллера, и еще тысячи вариантов.
Примечание:
***фото: Питер Финч в фильме “Телесеть” 1976 г.
***наиболее близким по духу к указанным произведениям Филиппа Дика является альбом The Beatles “White album”