Найти тему
Налог-Налог.ру

Ошибки малого бизнеса: как не допустить?

Оглавление

При ведении своего небольшого дела многие предприниматели допускают одни и те же типичные ошибки, большинство из которых связано с невнимательностью либо с желанием сэкономить. Однако подобная экономия оборачивается порой большими хлопотами и в итоге приводит к потере денег и нервов. Каких ошибок стоит избегать при организации и ведении своего дела …

Неверный выбор организационной формы

Многие считают, что ИП – гораздо более удобная форма для ведения небольшого бизнеса, чем ООО. И в ряде случаев такое убеждение справедливо. Однако далеко не всегда. Даже ООО на ОСН имеет свои преимущества, в зависимости от специфики деятельности и процента наценки. Поэтому, при выборе организационной формы следует не только изучить многочисленные публикации касательно отличия ИП от ООО, но и обратиться за помощью к налоговому консультанту. Небольшая стоимость оплаты его услуг с лихвой окупится экономией на налогах и хлопотах с перерегистрацией, если выяснится, что в скором времени появилась необходимость сменить организационную форму под цели бизнеса.

Учредительные документы и учетная политика по шаблону

Распространено мнение, что устав и учетная политика – это те документы, которые просто должны формально быть в наличии. Многие неопытные бизнесмены предпочитают скачивать готовые шаблоны и утверждать их, практически не вникая в подробности. Но на практике это оборачивается:

  • разногласиями между учредителями, вплоть до судебных разбирательств (особенно, если учредителей двое, а их доли прописаны в уставе как 50% /50 %);
  • спорами с налоговыми органами по поводу отнесения расходов на определенные статьи и расчета сумм налогов;
  • пересдачей налоговых деклараций, доначислениями налогов, уплатой штрафов и пени.

Необходимо, чтобы устав организации соответствовал специфике ее деятельности и структуре, а учетная политика отражала порядок учета всех типовых операций, которые проводит организация. За тем, чтобы в учете бухгалтерия руководствовалась утвержденной учетной политикой также необходимо следить – документ, даже верно составленный, не принесет пользы, если не будет использоваться на практике.

Долю в уставном капитале, если учредителей двое, необходимо сразу указывать так, чтобы у одного из них она составляла 51% и более.

Халатное отношение к документам и делопроизводству

Болезненным вопросом для многих субъектов МСБ является договорная работа и делопроизводство. Договоры не хранятся должным образом, договоренности фиксируются устно, переписка с госорганами теряется и т.д. Это приводит к лишним хлопотам и потере времени, нервов и денег. Следует изначально наладить делопроизводство, даже если бизнес совсем небольшой.

Ведение деятельности не по своему коду ОКВЭД или без лицензии

Необходимо придерживаться тех кодов ОКВЭД, которые закреплены за организацией в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При необходимости, эти коды всегда можно дополнить или изменить – эта процедура не сложна. Но работа не по своему ОКВЭД может не только насторожить, но и отпугнуть потенциальных клиентов: такую организацию могут посчитать неблагонадежной.

Также необходимо следить за тем, чтобы в наличии имелась лицензия, если деятельность требует ее наличия. С основами лицензирования можно ознакомиться в тексте закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 (ст.12). Часто бывает, что небольшое отклонение в направлении деятельности уже смещает ее в область лицензируемой, хотя изначально организация много лет работала в нелицензируемой сфере.

Чтобы вы могли прочитать тексты нужных нормативных документов, получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс.

Итоги

Большинства типичных ошибок предпринимателей можно избежать, внимательно относясь к документации еще на стадии регистрации организации. В процессе деятельности необходимо следить за документооборотом и соответствием фактической деятельности тем кодам ОКВЭД, которые заявлены организацией официально.

Подробнее о нюансах деятельности индивидуальных предпринимателей узнайте в нашей рубрике «ИП».