Ничего необычного, Эко написал детектив. И триллер. И тайны истории, и теории заговора. Но в этот раз - Париж! И психоанализ. И еврейский вопрос.
Профессор - один из автопокупаемых для меня авторов, но, внезапно, читать было невыносимо. Главная героиня его, история, на сей раз предстает в виде уж совсем отвратительном - потасканная, продажная, она врёт о своём прошлом и толчётся в подлейших забегаловках, где за одно су тебе дадут сунуть в котёл большую вилку - что выудишь, то твоё. Огромный масштаб и всяческая изнанка - Эко приподнимает верхний пласт дёрна и, начав с европейских революций, копается в той почве, унавоженной классовыми противоречиями и пропагандой, на которой вырос фашизм. Как в волшебном зеркале показывает провокаторов, манипуляторов общественным мнением, заказчиков новостей, одной и той же суровой ниткой прошивая том за томом исторических дел. Под приключениями людей вторым, третьим дном прячутся приключения текста. Факт превращается в знак, и знак уже путешествует сам по себе. Точнее, по людям - ведь носитель знака это всегда человек.
И вся эта семиотика с семантикой обрушивается обратно в реальность с грохотом, со звуком миллионов смертей в финале, когда автор, поднявшись над мелочными мстительными интригами, катакомбами, злачными местечками, указывает на дым печей, застилающий горизонт.
Поясню: в основе фабулы произведения - история создания известного манускрипта "Протоколы сионских мудрецов". Это такая "Велесова книга", но не про то, какие славяне классные, а про то, какие евреи плохие. И вот через все перипетии и предпосылки не только возникновения такой фальсификации, но и появления её замысла, вообще самой возможности, в чьей-то голове, а также во всех других головах, которые давали ход идее, Эко нас и протаскивает (другого слова у меня нет).
В общем, замучалась, но не зря. Зато вернулась к публицистике Эко - на мой вкус, она читается гораздо увлекательней его многослойной прозы. Перечитала "Вечный фашизм" и обязательно буду добивать остальные "Эссе на тему этики".
об авторе:
Умберто Эко (1932 - 2016) - итальянский лингвист, историк-медиевист, специалист по семиотике, философ, писатель и публицист. В 1954 году получил степень бакалавра философии в Туринском университете. В 1960-х и 1970-х исследовал культуру, средневековую эстетику, проблему интерпретации. Считается основоположником современной семиотики. В 1980 опубликовал первый художественный роман "Имя Розы", принесший ему мировую славу писателя.