«У нас в Белогорье добро победило», — цинично заметил Кощей в недавнем богатырском блокбастере. Во многих других картинах тоже «добро побеждает», будучи при этом и злобным, и подлым, и коварным. Совсем недавно мы рассказывали, почему многие злодеи в мультфильмах на самом деле правы.
Приготовьтесь! Вас ждут теории заговора, фанатские домыслы и фантазии, но будет весело. Под критический субъективный прицел попали персонажи зарубежной анимации, но если что, к Кеше и Карлсону у нас тоже немало вопросов.
САМОВЛЮБЛЕННЫЕ ЭГОИСТЫ
Почему-то принято по умолчанию считать, что главный герой мультфильма — фигура сугубо положительная, действует из правильных побуждений и вообще пример для подражания подрастающим зрителям. А теперь подумайте, какой пример подает своим многочисленным фанатам Молния МакКуин из «Тачек»? Почти весь первый фильм герой думал исключительно о себе, любимом и замечательном, и ни в грош не ставил интересы окружающих.
Спасибо Мэтру, что пробудил в душе этого отъявленного эгоиста чуточку терпимости и внимательности. Потому что остальные поступки Молнии, включая разрушение города, пренебрежение старыми друзьями и многочисленные проявления амбициозной натуры хорошим образцом поведения не являются.
Едем дальше. Подобным набором качеств отличается Кенай из «Братца медвежонка», мы совсем недавно про него в специальной медвежьей подборке вспоминали. Здесь главный герой выступает основным источником проблем для самого себя же. И тотем ему не понравился, и любовь не мужское дело, и медведя он убил, и почти до конца ленты вел себя, как последний… неумный человек. Пусть и в медвежьей шкуре.
А что вы думаете о юном Куско из «Похождений императора»?Заносчивый и избалованный юноша, которого ненавидят все вокруг — вот, собственно, его сущность как она есть. Даже превращение в ламу не очень-то влияет на его монументальное эго. Так, чуть-чуть верхушку сковырнуло, не более.
Оскару из «Подводной братвы», систематически ведущему себя нагло и попросту мерзко, тоже не помешает поумерить объемы своего самомнения. Обман, лицемерие, криминал… Конечно, этот мультфильм сам по себе пародия, и данный отталкивающий образ главного героя оправдан жанром. Но насколько он оправдан в глазах юных зрителей, а? Получает ли Оскар урок, равноценный его плохим поступкам?
Но что-то мы все о мужских персонажах. Дорогу, пропустите вперед даму — ее высочество принцессу Мериду Данброх, рыжую и свободолюбивую. С одной стороны, разумеется, восставать против навязанного брака она имела все права и мотивы. Но при таком бунтарском наборе скармливать собственной матери сомнительное пирожное точно не стоило. Превращение в медведя, да еще и обратимое — по сути, ерунда. Элинор просто могла быть отравлена тем угощением с летальным исходом, и тут «сказочке конец» — причем весьма далекий от хэппи-энда. Думать, прежде чем делать? Мериде явно не до того.
И вдогонку к этой самоуверенной компании довольно спорный, но регулярно возникающий в подобных рассуждениях образ одного знаменитого львенка. Симбу из «Короля льва» обожают и за него готовы убивать, поэтому мы аккуратненько вспомним о том, что на самом деле он крайне беспечный парень, который боится ответственности и может стать довольно-таки плохим правителем страны, престол которой отбивает с силой. Ведь большую часть жизни Симба провел вдали от прайда, ничего не зная о законах и особенностях своего королевства. И если бы не Нала, Симба вряд ли вернулся бы в родные края. Такой ли он святой и положительный, как принято о нем думать?
С ЖЕСТОКОСТЬЮ В КРОВИ
Здесь начнем с опасного инопланетного эксперимента, который подходит еще и под все последующие пункты нашего разоблачения. Стич был создан как злодей, на его счету ряд преступлений, но под влиянием Лило он исправился и даже стал кое-где творить добро. Но только местами и ради того, к кому привязался, а со стороны Стич так и остается весьма подозрительным элементом.
Кстати, существует фанатская теория, подводящая к тому, что Стич — Дьявол во плоти. Номер эксперимента 626 очень близок к 666 (по слухам, первоначально Стичу и полагалось щеголять этим числом), с неба свалился аки Люцифер, когда Лило молилась об ангеле, воду сначала боится (может, она святая?), представляет из себя милую зверушку, под личиной которой кроется тьма, — ну прямо змей-искуситель. Чур нас!
Откровенно неприятный и буквально угрюмый главный герой «Реальной белки» Злюк передает вам ореховый привет и пару крепких подзатыльников. Как вообще можно было сделать такую мерзкую личность центральным персонажем детского мультика, нам неведомо.
И конечно, здесь не могло обойтись без его зеленого величества Шрека. Грубый и неотесанный, неопрятный и ведущий себя по-хамски мизантроп. Да-да, мы тоже его обожаем, потому что именно такие постмодернистские герои «делают» современный кинематограф, но согласитесь — Шрека с очень большой натяжкой можно назвать хорошим. Он клевый, но он огр, был рожден огром и огром же и остался, даже когда влюбился и стал на один луковичный слой лучше.
Одним словом и коротко: миньоны. Приспешники зла, рвущиеся на темную сторону и при этом воспринимающиеся как милые и позитивные существа. Приглядитесь! Эти желтые товарищи без раздумий помогают творить разнообразные злодеяния, причем это у них в крови (или что там течет под их анимационной кожицей), их не исправить и не перевоспитать.
Если призадуматься, то они очень жуткие, «няшные» и полнящиеся жестокости одновременно. Не меньшую тьму внутри себя несут пресловутые «Angry birds». Особенно Ред — о, этот парень даже не отрицает свою злую сущность, агрессивную и разрушительную. Вы там еще не забыли, что мы детские мультфильмы рассматриваем?
И по традиции — дорогу холодной леди. В буквальном смысле. Являясь вольной интерпретацией «Снежной королевы», Эльза первоначально и задумывалась как злодейка. Типично негативная и с армией снеговиков наперевес.
Судьбу персонажа круто изменила песня — да, именно «Отпусти и забудь» — текст которой навел сценаристов на мысли, что не такой уж она и антагонист. Вместо того, чтобы переписать песню, они переписали сюжет. Эльза стала сестрой Анны, но осталась во многом несчастной ледяной волшебницей, изначально холодной и жестокой.
ВОРЫ И ДРУГИЕ ПРЕСТУПНИКИ
Целый сонм главных героев мультфильмов активно нарушает общепринятые законы социума, а зрители, особенно маленькие, над этим даже не задумываются. Ну, вор, ну и ладно, зато Жасмин его полюбила. А теперь задумайтесь: Аладдин действительно воровал, потом весьма алчно рвался к власти и богатствам, и еще многих волнует судьба свиты, которую создали для принца Али: где все эти бедняги теперь? Кем они были, что с ними стало?
А что Джинни? Фанаты на основе его поступков уже давно вывели, что на самом деле три правила этого волшебного прохиндея — «не убиваю, не влюбляю, не воскрешаю» — сами же им придуманы и могут спокойно нарушаться. Он определенно убивал в прошлом и точно воскрешал («мне не по нутру живые мертвецы!»). И вообще, в арабских сказках джинны — подлые и коварные создания. А если принять ту теорию, где действие «Аладдина» происходит в далеком будущем (Джинн ведь 10 тысяч лет в лампе просидел), то вполне вероятно, что когда-то он сам устроил зомби-апокалипсис, из-за которого человечество вновь откатилось к уровню средневековья. Такой вот масштабный злодей в отставке.
На его фоне пингвины из «Мадагаскара» выглядят довольно мелко, но все-таки замолвим словечко и об этих вредных преступных птицах. Да, вредных и преступных, не считающихся ни с чем на пути к своим личным целям. Обезвредить невинных людей и угнать лайнер? Да раз плюнуть!
Откровенными жуликами и прохиндеями являются главные герои «Дороги на Эльдорадо». Они этого даже не скрывают, это просто мультик про парочку аферистов. А как насчет Скруджа МакДака из «Утиных историй»? Данный мультимиллиардер очень вряд ли заработал все свое сказочное состояние законно. Конечно, он утверждает обратное, но верится с трудом. Честный олигарх? Ну в самом-то деле.