Что делать человеку, права которого нарушаются действиями российских властей? Можно попробовать обратиться в специализированный суд, разбирающий данные случаи на международном уровне. Но исполнит ли Россия решение такого суда? Об этом сегодня и поговорим.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – это орган Совета Европы, созданный для толкования и применения Европейской конвенции по правам человека. Суд занимается рассмотрением жалоб на нарушение Конвенции ратифицировавшими ее государствами, в число которых входит и Россия.
За последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция роста числа жалоб в ЕСПЧ против России. Представляется, что эти данные можно использовать в качестве одного из маркеров ситуации с правами и свободами в РФ и ростом протестных настроений.
В то же время следует понимать, что подавляющее большинство всех жалоб признаются неприемлемыми и не рассматриваются судом. Так, в 2013 году ЕСПЧ рассмотрел 24102 жалобы против России, из них признал неприемлемыми 23845 (99%).
Но в тех жалобах, которые в итоге рассматриваются, Европейский суд действительно находит нарушения прав и свобод человека со стороны РФ (и зачастую этот показатель является лидирующим) (подробнее см. в карусели).
Проблема в том, что на данный момент в России не установлена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению федеральных законов и иных нормативных актов в соответствие с Конвенцией в связи с вынесением постановлений ЕСПЧ. Также не определены сроки разработки и внесения в Госдуму законопроектов, направленных на реализацию постановлений.
При этом Россия последовательно занимает лидерские позиции в антирейтинге стран, которые не исполняют решения ЕСПЧ.
И если постановления о присуждении компенсации за нарушение прав обычно исполняются в этой части, то предписания, касающиеся необходимости устранения допущенных нарушений и корректировки внутреннего законодательствав соответствии с требованиями Конвенции, исполняются с гораздо меньшей охотой. То же самое можно сказать о более частом неисполнении «политизированных» постановлений.
То есть РФ платит деньги, но намного реже восстанавливает в правах и ещё реже меняет внутреннее законодательство.
Более того, с 2015 г. Конституционный суд имеет право признать исполнение решения ЕСПЧ «невозможным» (п. 2 ст. 104.4 ФЗ «О конституционном суде РФ»). И хотя количество использований КС этого права можно посчитать по пальцам, важно существование самой возможности.
Интересный факт: российские суды обязаны учитывать решения ЕСПЧ в своей практике(см., например, п. 2 ППВС РФ от 27.06.2013 г. № 21). Скажите это мировому судье судебного участка где-нибудь в отдалённом уголке России.
Этот пост можно назвать несколько вводным: он показывает основные (но не все) проблемы, связанные с взаимодействием России и ЕСПЧ. Если вам интересна эта тема, дайте нам знать проявлением активности. Напишите, что ещё вам бы хотелось узнать в данной сфере.
Как вы думаете, нужен ли в нашей стране наднациональный орган, который может оказывать влияние на действия российских властей?