Биография Мэри Микер ‒ инвестора, чьи ежегодные отчеты предопределяют судьбы интернет-компаний
"Лучшие инвесторы необычайно оптимистичны и в то же время скрупулезно и вдумчиво пессимистичны." (с) Мэри Микер
Как вы думаете, кто открыл миру бизнеса глаза на огромный коммерческий потенциал всемирной паутины? Хитрый менеджер в дорогом костюме? Бородатый сумрачный айтишник? Университетский профессор? Ни тот, ни другой и ни третий. Гением оказалась хрупкая женщина, финансовый аналитик крупного банка ‒ Мэри Микер. Она совершила настоящий переворот в сфере венчурных инвестиций для высоких технологий в интернете и показала многим женщинам дорогу в этот поистине "мужской мир".
Всеамериканское детство
"У меня было "всеамериканское" детство. Я выросла оптимисткой, уверенной в том, что моя судьба в моих руках." (с) Мэри Микер
По словам самой Мэри, она выросла вместе со сталелитейной промышленностью США, в эпоху невиданного экономического подъема. Девочка родилась 1 сентября 1959 года в типичной американской семье из маленького провинциального городка.
Глава семьи был ветераном Второй Мировой войны, который добровольно ушел на фронт, и топ-менеджером в National Steel, а мама ‒ домохозяйкой. Когда маленькая Мэри появилась на свет, её отцу было уже за 50 и он обожал дочурку. Папа часто брал девочку с собой на работу в офис и на отдых ‒ в местный гольф-клуб.
Малышка росла умной, спортивной и целеустремленной. Уже с детства Мэри точно знала, чего хочет. Она хотела заниматься бизнесом и инвестициями, как папа, поэтому в старших классах даже записалась на курсы юных инвесторов. Первое же вложение в фирму, производящую холодильники, вдохновило девочку ‒ акции подорожали в 2 раза за 3 месяца.
Мэри продолжила образование в престижном частном университете ДеПау. Это одно из лучших учебных заведений Америки, основанное в 1837-м и рассчитанное всего на 1972 ученика. Вуз славится своими традициями, студенческими обществами и, конечно же, полем для гольфа. Мэри закончила обучение в 1981-м и получила диплом бакалавра искусств по специальности "Психология".
Начало королевской карьеры
"Мой переход в венчурные инвестиции откладывался просто потому, что мне очень нравилась моя работа. Но однажды я сказала себе: или сейчас, или никогда." (c) Мэри Микер
После учебы Мэри переехала в Нью-Йорк, поближе к Уолл-Стрит, и устроилась в инвестиционный фонд банка Merrill Lynch. Девушка работала брокером и одновременно училась. Она дополнила свое образование степенью магистра финансов в Корнельском Университете.
Новые знания позволили Мэри получить первую работу в качестве биржевого аналитика в инвестиционном банке Salomon Brothers. Когда Микер пришла в эту компанию, она не планировала надолго там задерживаться, но проработала несколько лет и получила хороший опыт и прекрасные рекомендации.
"Я хотела поработать в продажах пару лет, а затем перейти в отдел инвестиций, но фаза биржевого аналитика продлилась несколько дольше, чем я предполагала." (с) Мэри Микер
Эпоха Morgan Stanley ‒ взлет и падение королевы
"Микер ‒ уникальный инвестор. Невероятная интуиция, знание исторических паттернов и огромные аналитические способности создают фантастическую комбинацию." (с) Джон Доэрр, Kleiner Perkins
В 1993-м для Мэри началась новая эпоха, которая продлилась 20 лет. Из Salomon Brothers она перешла в крупнейший инвестиционный банк Morgan Stanley. Уже через два года работы аналитиком Микер, совместно с инвесторами из Kleiner Perkins Caufield & Byers, подготовили IPO компании Intuit Inc., разработчика уникального ПО для проведения финансовых операций и учета налогов. В 1995-м рыночная стоимость Intuit выросла на 330%.
Когда ты ‒ молодая интеллектуалка, живешь и работаешь в Нью-Йорке, ты точно читаешь "Нью-Йорк Таймс". Именно в этой газете на глаза Мэри попалась статья о некоем профессоре Кларке, юном инженере Марке Андриссене и о создании первого в истории интернет-браузера Netscape.
Микер очень заинтересовалась стартапом, тогда еще он назывался Mosaic Communications, и организовала встречу изобретателей и своего руководства. Мэри так убедительно обрисовала перспективы нового направления топ-менеджерам Morgan Stanley, что в том же 1994-м банк провел IPO компании, которая стала теперь называться Netscape. Вот с этого момента и началась коммерческая история интернета.
Через год молодой финансовый аналитик подготовила доклад ‒ знаменитый Internet Report, в котором по пунктам описала все преимущества и возможности нового рынка ‒ рынка интернет-компаний. Это было началом бума доткомов. Авторитет Мэри Микер среди финансистов и инвесторов стал непререкаемым. В 1998 году бизнес-журнал Barron's назвал её "королевой интернета" и это прозвище закрепилось навсегда.
Рекомендациями Мэри пользовались генеральные директора ведущих фирм Кремниевой Долины, для многих из них она стала персональным советником по инвестициям. Микер начала представлять ежегодные отчеты Internet Trends, в которых прогнозировала развитие рынка, спрос покупателей, моду на товары и услуги. К примеру, рыночная оценка Facebook стремительно взлетела после одного из таких докладов, в котором говорилось о потенциале и влиянии социальных сетей.
"Одно дело ‒ ошибиться в оценке. Другое дело ‒ ошибиться в бизнес-модели." (с) Мэри Микер
Считалось, что "королева" никогда не ошибается. Но она ошиблась, и ошиблась очень серьезно. 10 мая 2000 года лопнула биржа акций IT-компаний. Большинство фирм обанкротились. Одними из тех, кого обвинили в кризисе, естественно, оказались финансовые аналитики и, конечно, Мэри Микер. Ведь она прогнозировала интернет-компаниям блестящее будущее и, благодаря её советам, бизнесмены вкладывали в доткомы огромные средства.
Мэри несколько раз допрашивали, генпрокурор Нью-Йорка дал санкцию на тотальную проверку ведущего интернет-аналитика. Следователи под лупой изучили её счета, деловую и личную переписку и не нашли никакого компромата. Микер искренне верила в то, о чем говорила, и продолжала настаивать на том, что в интернет компании стоит вкладывать деньги, даже тогда, когда инвесторы совсем пали духом. Примером может служить Amazon. Время показало, что Мэри ошибалась в частностях, но не в главном.
Газеты пестрели заголовками: "Сможем ли мы когда-нибудь снова довериться Уолл-Стрит?", приводя в пример Мэри. Но ей, в отличие от многих коллег, не было предъявлено никаких обвинений и она сохранила свои позиции в Morgan Stanley. Как финансовый аналитик она работала с IPO таких компаний как PriceLine, Amazone, AOL и Dell. Вместе с командой Kleiner Perkins, в которую входил Стив Андерсон, она подготовила IPO Google.
От прогнозов к инвестициям
"Она феноменальна. Она знает фактически всех. И все её уважают. Если мне надо с кем-то познакомиться, она может организовать любую встречу. Абсолютно каждый отвечает на её звонки. Абсолютно каждый начинает отвечать на мои звонки, если она попросит об этом." (с) Ноам Бардин, Waze
Несмотря на то, что Мэри было комфортно в Morgan Stanley, она чувствовала, что засиделась на одном месте и надо двигаться вперед. Kleiner Perkins, одна из старейших венчурных компаний, "ухаживала" за блестящим аналитиком уже 10 лет. Они периодически работали вместе на разных проектах и прекрасно осознавали ценность Мэри, её умение собирать и анализировать колоссальное количество информации, скрупулезность и большие амбиции. Фирма предложила Микер должность управляющего партнера и предоставила в её распоряжение фонд в размере $1млрд.
Kleiner Perkins к 2010 году переживала плохие времена. После краха доткомов в 2000-х фирма решила отказаться от инвестирования в интернет и переключилась на альтернативные источники энергии и нанотехнологии. Так они упустили новый взлет IT-компаний и самые интересные проекты. Из лидеров Кремниевой Долины они стали просто рядовыми. Чтобы снова стать лидерами, нужна была "королева интернета" с её связями, талантом и чутьем.
Команда Мэри Микер смогла расшевелить консервативную фирму. Сделки, на оформление которых раньше уходили месяцы, совершались в течение недели. Результатом её работы стали успешные вложения в мобильную платежную систему Square, приложение Wize, онлайн-школу программирования Codeacademy, сервис электронных подписей DocuSingn, Grupon, Airbnb и многие другие.
В 2011-м Микер опубликовала беспристрастный доклад "USA Inc.", в котором представила политику правительства США и управление финансами страны в виде политики и бухгалтерии обычной фирмы. Он получился не самым оптимистичным, но получил высокие оценки в кругу предпринимателей и политиков.
В руководстве Kleiner Perkins не всем нравились методы работы Мэри и её команды. Периодически случались трения с руководством. Последние несколько лет группа Микер работала почти независимо, пока, в 2018-м, не решила окончательно отделиться.
Самый крупный фонд, возглавляемый женщиной
"Силиконовая долина отличается от того, что было в прошлом. Сравните команду Oracle в 1980-х годах — излишне ориентированную на продажи — с командой Facebook, для которых изменение мира важнее, чем продажа рекламы. Это уже другой этнос и другое мышление." (с) Мэри Микер
Итак, Мэри ушла в самостоятельное плавание. В 2018-м она, вместе с несколькими членами своей команды, покинула Kleiner Perkins и основала свою венчурную фирму ‒ Bond Capital. Микер заявила, что её фонд будет ориентироваться на зрелые технические стартапы, заниматься инвестированием на поздней стадии и искать сделки за пределами США. Сейчас её интересует Индия. К примеру, Bond вложил $20 млн в образовательную онлайн-платформу Byju's, разработанную в Индии, её оценка сейчас ‒ $5 млрд.
В сферу интересов компании входят такие стартапы, как социальная сеть NextDoor, программа "умного" страхования Hippo и платформа Canva, в которую Bond в 2019-м вложил $70 млн. У инвестиционного фонда Мэри Микер огромный кредит доверия, ведь её имя может открыть любую дверь. Бизнес-леди входит в топ-100 самых влиятельных женщин планеты и, под №8, в Мидас-лист журнала Forbes, а её личное состояние оценивают в $90 млн.
Венчурная фирма, которой руководит Микер, сумела привлечь $1,25 млрд., это пока рекордная сумма для фонда, возглавляемого женщиной. Мэри продолжает ежегодно представлять отчет Internet Trends ‒ "путеводитель", который с нетерпением ждут инвесторы. В прошлом году она обратилась к своим коллегам с письмом, в котором описала перспективы интернет-бизнеса на фоне пандемии COVID-19.
Но не стоит думать, что Мэри Грэйс ‒ этакий "сухарь", погрязший в цифрах и отчетах. Она активная спортсменка и часто участвует в соревнованиях по гольфу. У неё нет своей семьи, но много друзей. Среди них Джон Доэрр, звезда Kleiner Perkins, с которым они проработали бок о бок много лет. Мэри ‒ крестная мама троих детей Рут Порат, ныне финансового директора Google и самой влиятельной женщины Уолл-Стрит.
Мир меняется, меняются условия жизни и предпринимательства. Какие-то сферы бизнеса уже полностью трансформировались под влиянием всемирной паутины, другие уходят в прошлое. Но аналитик Мэри Грэйс Микер считает, что это только начало. Пузыри надуваются и лопаются, а она остается на своем королевском месте. В самом центре интернета.
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще.