Найти тему
Некукольный театр

«Я и стерва, я и ангел": как актрисы работают над ролью

Оглавление

Способы, которые я использую для освоения нового сценического образа.

Изображение Foxy_ с сайта Pixabay
Изображение Foxy_ с сайта Pixabay
Приступая к освоению нового сценического образа, я всегда испытываю трепет и предвкушаю открытия - как в самой себе, так и в окружающем мире. Особенно манят роли героинь (или героев, ведь в театре кукол женщина может руководить, например, и Принцессой, и Принцем), которые совсем не похожи на меня реальную: по характеру, жизненным целям и т. п.

Чтобы лучше понять психологию, задачи и действия нового образа, я применяю несколько способов:

Оценка действий и слов героя по тексту пьесы, а также анализ отношения к нему других персонажей

Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay
Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay

Данная работа похожа на детективное расследование, ведь фактически я составляю фоторобот моего персонажа! Хорошо ещё изучить первоисточники пьесы, круг образов автора-драматурга, скурпулёзно обсудить с режиссёром спектакля задачу и сверхзадачу постановки. От этого зависят цели героев - соответственно, мотивы их действий.

Поиск примеров из жизни

Так, с моей лучшей подругой мы познакомились во время учёбы консерватории. Я осваивала интернет-тренинги, в результате прохождения которых девушки и женщины становятся мягкими, уступчивыми и радостно-спокойными. В противоположность мне драгоценная Э. предпочитала сериалы и окружающую жизнь, которые доказывали обратное — агрессивных скандалисток и суровых командирш мужья носят на руках, терпят их капризы и смотреть «налево» даже не думают.

Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay
Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay

В итоге с подругой парни заводили страстные романы, осыпая вниманием и подарками, а по мне вздыхали, приходили на чай, говорили, что буду идеальной женой, но ничего серьёзнее поцелуя руки и букета ромашек не совершали. И вышла я замуж только после 30-ти, а дорогая подруга уже второй раз развелась. Этот опыт обогатил меня в плане мужского и женского взгляда на противоположный пол, поведения с партнёром и влияния на отношения быта и привычек.

Изучение статей\видео по психологии и причинно-действенным связям в жизни людей; например, как детство влияет на выбор мужчиной\женщиной будущего спутника жизни

Изображение SvetlanaLex с сайта Pixabay
Изображение SvetlanaLex с сайта Pixabay

Почему мужчина не уходит из семьи, где на него кричат, хоть и жалуется потихоньку друзьям на «монстра в юбке»? Ответ прост, как и всё гениальное — так его воспитали. С детства многие мужчины видели маму-локомотив, которая тащила на себе быт, семью и работу, при этом ещё и мужа воспитывала. Супруг был мягким и послушным, а его половинка — жёсткой и строгой. Глядя на отца, мальчик воспринял такую семейную жизнь как норму.

Укрепили юного человека в мысли, что «женщина — это сила и власть», школьные учительницы. Перед ними дрожали все в классе, преподаватель дисциплины каждому давала оценку его умственных и физических способностей, не особо стесняясь в выражениях.

Изображение Ben Kerckx с сайта Pixabay
Изображение Ben Kerckx с сайта Pixabay

«Бестолочь», «горе моё», «позор семьи», «будущий дворник» - такими эпитетами будущего мужчину награждали с детства. С чего же ему любить культурных и элегантных дам? С конфликтной «мымрой» он знает, как нужно себя вести — тихо, как мышь; инстинкты подсказывают: с «сильной духом» партнёршей ему будет привычно, как дома, некогда скучать и всегда есть чем заняться.

Самой бой-бабе необязательно хорошо выглядеть, вкусно готовить, быть хорошей хозяйкой и вообще доставлять мужу какое-нибудь удовольствие. Партнёр ищет у неё психологическую атмосферу, которую создавала его любимая и дорогая мама (для ребёнка мать — всегда лучше всех, какая бы она не была). Инстинкт, ничего не поделаешь!

"Примерка образа на себя"

Изображение Anja🤗#helpinghands #solidarity#stays healthy🙏 с сайта Pixabay
Изображение Anja🤗#helpinghands #solidarity#stays healthy🙏 с сайта Pixabay

Для этого актёры используют этюды: берут ситуацию из пьесы и действуют в заданных обстоятельствах. Это позволяет примерно понять ход мыслей и чувства героев, иногда получаются интересные ситуации, которые затем переносятся в спектакль.

Обобщение как понимание мыслей, чувств и действий своего героя

Проработав весь вышеуказанный материал, артист учится понимать уже не свои желания и чувства в ситуации пьесы, а героя, жизнь которого он будет вести на сцене. Как человек, которого так-то воспитали, будет делать то-то и то-то? Как он себя ведёт в таких-то обстоятельствах? И так далее. Это сложная работа - понять другого человека как самого себя, оправдать его поступки, сделать его образ логичным с точки зрения психологии. Но именно в результате такой внимательной и кропотливой работы на сцене рождается образ, которому зритель сопереживает и сочувствует.