Поролог
Личная харизма. Твое первое выступление с докладом перед классом. Работа блоггера на собственном канале. Чтение текста при поступлении в театральный. Защита дипломного проекта. Доклад перед коллегами на работе с презентацией — довольно часто в нашей жизни требуется опыт публичных выступлений, которого у нас нет.
Почему работа некоторых блоггеров действительно выглядит профессионально, а чья-то совсем сырой и спутанной? Почему чья-то презентация вызывает критику на работе а чья-то нет? А кто-то немеет перед аудиторией из сотни человек, хотя сам является статусным человеком, и, в очередной раз, вытирая пот белым платком в синий горошек дает себе клятву никогда больше не подходить к этому треклятому пюпитру перед сотней акул, готовых растерзать тебя на работе на следующий день. Куда уж там до профессионалов.
Уинстон Черчилль за свою долгую карьеру тем не менее успел попробовать себя во всех риторических жанрах: блистал красноречием с парламентской трибуны в Вестминстере, клеймил близорукость властей во время народных митингов, был трибуном в полном смысле этого слова, сыпал шутками, завоевывая любовь сограждан в разных уголках Королевства, выступал на Би-би-си. Если не брать в расчет Ллойда Джорджа в начале века и Бивена — в середине, то никто из британских государственных деятелей XX века не мог сравниться с Черчиллем в красноречии. Все его речи, произнесенные за более чем шестидесятилетнюю парламентскую карьеру, составляют восемь толстых томов и насчитывают приблизительно четыре миллиона слов — в среднем Черчилль произносил по одной речи в неделю.
Черчиль был мастером слова, гением риторики. Он советовал: "Будьте естественны и совершенно спокойны. ... Во-вторых, оратор не должен пасовать перед аудиторией, не должен бояться прослыть настойчивым".
Легче сказать чем сделать. Как добиться подобного успеха и сохранять спокойствие, свойственное профессионалам?
Имея опыт выступлений перед большой живой (даже тысячной) аудиторией, подумал, что попробую помочь тем, кто нуждается в помощи в виде дидактического материала по подготовке публичных выступлений.
Следуя этому руководству ты сможешь пиблизиться к лоску профессионального выступления и сделать тот загадочный прыжок, который отделяет делитантов от профессионала.
Тема 1. Важность подготовки материала
Подготовка. Она действительно важна в любой деятельности. Участие в чем-либо впервые означает для тебя, конечно же, необходимость подготовки, так как это для тебя новая область. И чем больше становится запас твоих знаний в какой либо области, тем больше ты будешь чувствовать, что можешь черпать из изученного тобой в прошлом и из приобретенного опыта. И все же, несмотря на то, сколько раз ты делал что-то, подготовка важна всегда.
Рассмотрим это на двух примерах - чтение текста перед аудиторией и выступление с речью или докладом.
Выступление по чтению текста перед аудиторией
Чтобы подготовиться к такому выступлению, ты должен тщательно прочесть данный материал. Усвой произношение имен и трудных слов. Упражняйся, читая вслух наедине для достижения разговорного, беглого произнесения материала без запинок и неточностей. И тщательно следи за тем, чтобы прочитать материал в рамках отведенного тебе времени.
Подготовка речи из опубликованной статьи
Первое, что нужно сделать, желая выступить с речью такого рода, — это внимательно прочитать исходный материал. Подчеркни основные мысли или коротко отметь на листе бумаги основные моменты. Создай себе ясное представление о главных мыслях. Какой же теперь избрать материал, так как его, наверняка, больше, чем ты мог бы использовать в рамках отведенного тебе времени?
Определить и отсортировать материал можно, принимая во внимание:
1. слушателей и условную ситуацию, если условная ситуация поможет показать, как материал может быть использован на практике,
2. саму тему и конкретное использование материала.
Принимая во внимание слушателей, тебе нужно выбрать из опубликованной статьи материал, который будет им интересен и полезен. Если некоторые абзацы из статьи кажутся трудными для определенной аудитории, сосредоточься на других абзацах. Поработай над цитированием авторитетных источников, которые обоснуют то, о чем ты говоришь. Принимая слушателей во внимание, ты не будешь стараться обсудить слишком много материала, так как, торопясь его пройти, ты утратишь из-за этого немало ценного. Поэтому лучше обсудить немногие моменты, но как следует.
Для изложения многих учебных речей хорошо создать конкретную условную ситуацию. Ты мог бы изложить свой материал в виде беседы, в форме ответа на заданный кем-либо. Ты мог бы даже передать материал в виде объяснения какого-нибудь вопроса одному из своих детей. Есть множество других условных ситуаций, которые можно было бы показать. Важным при использовании какой-нибудь условной ситуации является то, чтобы она была как можно реальнее. Поэтому тщательно продумывай ситуацию, которую хочешь создать. Обсуди это также с знакомыми, так как они тоже могут предложить что-нибудь хорошее.
Какую ты избрал себе тему, и как ты собираешься использовать материал? Выбери из опубликованной статьи подходящий материал. Исключи то, что не совсем необходимо теме и цели твоей речи. В целом, мысли, которые должны обсуждаться, содержатся в статье, и поэтому лучше обращать внимание на них, чем пытаться включить большое количество постороннего материала. Это, конечно, не означает, что тебе нельзя привести подходящий наглядный пример или какую-нибудь другую мысль, которая поможет слушателям по достоинству оценить назначенный тебе материал. По возможности заботься о том, чтобы раскрыть материал слушателям так, чтобы все извлекли наибольшую пользу.
После выбора темы и условной ситуации ты, возможно, увидишь, что некоторые части статьи не совсем подходят к твоей речи. Конечно же, ты не обязан использовать мысли из каждого абзаца. Старайся выбирать тему и ситуацию, которые позволят тебе использовать столько материала, сколько кажется приемлемым.
Когда дана лишь тема
Иногда может потребоваться выступить с речью, для которой тебе дана только тема. Никакого определенного материала, который ты мог бы употребить в качестве основания для речи, у тебя нет. В таких случаях можно сделать следующее: внимательно подумав, записать мысли, которые, по-твоему, стоило бы развить. Этот первый шаг важен. Он может решить, внесет ли твоя речь что-то новое или будет лишь перефразировкой мыслей других людей. Также благодаря этому ты можешь избежать бесцельных поисков и чтения, так как ограничишь область своих исследований. Кроме того, речь скорее всего выйдет в твоем собственном, а не в чуждом тебе стиле. Также может быть полезным поговорить о своей теме со зрелыми братьями. У них могут быть хорошие предложения о том, как ее раскрыть.
Потом добавь к тому, что у тебя есть, дальнейшую информацию, проведя исследование дополнительных источников. О любой публикации, используемой тобой для исследования, ты обычно можешь узнать, заглянув сначала в ее оглавление. Затем просмотри указатель, чтобы установить, где находится самый полезный тебе материал. Умея отбирать, ты сэкономишь много времени. При чтении возникает опасность отвлечься на встречающийся тебе на пути интересный материал, который непосредственно с темой не связан. Избегай этого, просматривая материал бегло и отмечая лишь то, что тебе нужно. Нередко единственное, что тебе нужно сделать, — это обратить внимание на предложение, несущее главную мысль абзаца, а затем читать только те абзацы, которые кажутся самыми необходимыми для использования.
Теперь, имея в наличии собственные и найденные в других источниках мысли, ты в состоянии отобрать лучшие из них, которые могут быть изложены в рамках отведенного тебе времени. При выборе из такого объемного материала задай себе следующие вопросы: применимо ли это на практике? Интересно ли это? Будет ли этим раскрыта моя тема?
Записи
Во время подготовки и исследования любого задания по преподнесению речи возникает необходимость каким-то образом следить за ходом возникающих мыслей. Некоторым учащимся помогает применение небольших карточек или полосок бумаги, на каждой из которых они записывают по одной основной мысли, которую хотят использовать в своей речи.
Записи могут быть очень краткими, обычно достаточные только для того, чтобы напомнить тебе мысль. Преимущество коротких записей в том, что они помогают делать изложение свободным, вместо того чтобы строго придерживаться в нем оборотов речи и предложений, заимствованных у кого-то другого. Запиши источник взятых тобой мыслей, чтобы при необходимости ты мог снова найти страницу и абзац. Также следует записать все главные описания фактов или цитат, на которые ты намереваешься сослаться. Дальнейшее преимущество использования карточек или полосок бумаги состоит в том, что в процессе подготовки речи к ней можно добавить новые мысли или убрать некоторые из них, избегнув необходимости многое переписывать.
Заключение
Итак, мы сегодня упомянули о важности подготовки перед высуплениями как с чтением текста так и с публичными выступлениями. О важности ориентироваться на аудиторию уже при отборе материала для выступления и предварительном составлении плана речи еще на этапе подготовке материала. Это очень важные моменты, которые следует учитывать и начинающим оратором и профессионалам публичного слова.
Еще будучи совсем юным, Уинстон Черчиль всерьез заинтересовался ораторским искусством. К примеру, был найден составленный им в 1897 году текст, долго остававшийся неизданным, под названием “Помост риторики”. Дело в том, что в арсенале Черчилля ораторское искусство было самым важным оружием. Он считал, что власть слова и просто власть тесно связаны друг с другом: разве не может искусный оратор завладеть умами и сердцами внимающих ему людей?
В следующей статье мы поговорим, возможно, о составлении твоего первого плана речи, от которого во многом зависит будет ли твой платок, лежащий на пюпитре или трибуне из искусственного камня в ТВ комании мокрым или нет.