Эмигрировавшие после революции юывшие князья, генералы, дворяне, промышленники и прочие бывшие привилегированные лица Российской Империи, в большинстве своем, вынуждены днем водить такси, но у них есть своя организация – Русский общевоинский союз. Они мечтают вернуть прежнюю Россию и свергнуть большевизм, но к середине 1930х годов РОВС превратился в клуб желчных стариков, полный советских агентов. СССР уже удалось деморализовать РОВС, когда агенты ОГПУ похитили генерала Кутепова в 1930 году.
В 1937 году главой контрразведки РОВС является бывший белый генерал Федор Воронин. В отличие о многих соотечественников, ему удалось относительно неплохо устроиться. Воронин женат на красивой гречанке Арсиное, он живет в неплохой квартире и у него есть состоятельные знакомые. Федор Воронин спокойно общается с соседями – коммунистами и в целом он понимает бессилие РОВС. Но до Арсинои начинают доходить слухи о контактах ее мужа с нацистами…
С помощью документальной хроники и диалогов, «Тройной агент» хорошо показывает состояние французского общества второй половины 1930х годов. Демократические институты кажутся отжившими себя и неспособными справиться с общественными вызовами и тоталитарные идеи – коммунизм и нацизм, - начинают приобретать особую притягательность. Ведь недаром, на Всемирной выставке 1937 павильоны СССР и Нацисткой Германии были расположены по соседству.
При этом, как ни парадоксально, Франция второй половины 1930х годов является более «левой» страной, чем СССР того же времени. В квартире у коммунистической пары висят кубистские картины, которые в СССР уже считались «буржуазным формализмом» (я не уверен в точности термина), а художники, творящие в стиле «социалистического реализма» находятся не в почете.
Французская коммунистическая партия управляется из Москвы и по приказу руководства уже отбросила всякую революционную риторику и готова вступать в коалиции с иными левыми силами, хотя еще в 1933 году немецкие социал-демократы были объявлены «социал-фашистами». На страницах «L’Humanite» пишут о нецелесообразности революции и осуждают несанкционированные забастовки. Москва также, по мнению ряда сменовехонцев, отбросила мировую революцию и вернулась на рельсы национальных интересов России.
В этой политической турбулентности уже никому не нужны обломки бывшей царской России и их просто оставляют догнивать. Эти обломки также уже давно фактически разобщены и каждый из них начинает идти своим путем – кто-то нанимается во франкистскую армию, кто-то по-прежнему сидит в офисе РОВС, кто-то просто тянет рабочую лямку, а кто-то начинает сотрудничать одновременно с нацистами и коммунистами.
Что же двигает человека на путь предательства, если у него есть деньги и на него нет компромата? Желание расквитаться с бывшими сослуживцами, присягнувшими советской власти? Разочарование в эмиграции? Или что-то иное? Эрик Ромер не дает ответа на этот вопрос и предлагает зрителю дать ответ на этот вопрос. Выбирая свой ответ не забывайте, что мы до сих пор не знаем фактов о «деле Скоблина», послужившем первоисточником для этого фильма.
«Тройной агент» - словесный портрет Франции 1930х в целом, и русской эмиграции в частности. Если вы интересуетесь историей русской эмиграции, то посмотрите этот фильм, но не забывайте, что он снят «по мотивам».
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного! Также по этой ССЫЛКЕ для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период). Первоисточник.