Уиллем Дэфо — один из лучших современных артистов, с этим вряд ли кто-то будет спорить. Скульптурный, загадочный и одновременно душевный. А что будет, если о судьбе Дэфо и его неудачном браке снять сновидческий психологический вестерн? Тогда нужен ближайший друг Уиллема — Абеля Феррара, весьма нахальный и бодрый в своей режиссерской осени
Текст: Александр Кондуков
Скуластый и видно, что траченный временем мужчина по имени Клинт заведует баром где-то в сибирской глуши. К нему приезжают беременная женщина с бабкой, которая уговаривает Клинта признать ребенка и оформить отношения с дочерью. Также возникает пьющий охотник с четверкой хаски, ну а в процессе употребления алкоголя героя, судя по всему, накрывает сон разума, внутри которого, словно филины, к нему в голову влетают женщины из прошлого, гадкий папа-хирург и мужчины, которых бодро отстреливают в затылок на фоне языков жуткого пламени.
У проекта длинная история, на него собирали деньги еще лет пять назад посредством Kickstarter. Тогда Феррара утверждал, что делает «органическое кино»: одна написанная страница сценария совсем не всегда должна была иметь логическое продолжение. Но источник вдохновения был один — «Красная книга» Карла Юнга, в которой швейцарский психолог развивал идею коллективного бессознательного. Именно поэтому «Сибирь» — это не мистика, не психоделия, а четкая работа по иллюстрации маний группы творческих людей, которая работает с Абелем уже не первый год, и все они со своими пунктиками.
Мы не будем перечислять образы из этой ленты, который давят на психику словно делирийный кошмар. У вас будет возможность посмотреть «Сибирь» в комфортных домашних условиях — сначала на платформе Wink, а дальше как пойдет. Ниже мы подобрали несколько субъективных причин, по которым это стоит сделать. Но предупреждаем — этот фильм только для поклонников безумного мира Феррары, их, кстати, немало.
Пять причин, по которым стоит посмотреть «Сибирь» Абеля Феррары. Премьера состоится в октябре на стриминговом сервисе Wink.
Уиллем Дэфо в 15 фактах: голливудская робинзонада блестящего актера
1. Непарадная актерская биография. В реальном мире Уиллем Дэфо живет через дорогу от Абеля Феррары. Разумеется, они дружат отчаянно и пронзительно. В прошлом абелевском фильме «Томмазо» через тело Дэфо была пропущена жизнь самого Абеля и его мысли относительно жизни с молодой женой-молдаванкой и прощанием с боевыми подругами. В «Сибири» очередь занимать место на кушетке психоаналитика настала уже у Дэфо. Все фантазмы в картине — это восстановленные навязчивые сны Уиллема, очень похожие по конструкции на делирийные. Дэфо и Феррара сейчас в трезвости, а Абель, в отличие от актера, даже не позволяет себе красное вино и активно увлечен буддистскими практиками. Поэтому стоит оторваться на экране — Уиллему мерещится, что он в постели с бабкой, что о беременности ему объявляют, оголив живот, а в финале адского расставания с женой можно заняться с ней сексом. Плюс — сложные отношения с папочкой-медиком из Висконсина, который не хотел, чтобы Дэфо стал актером, а также другие вставки из реальной биографии, включая танец Клинта под первый приобретенный сингл в жизни Уиллема: маразматически веселый номер Дель Шэннона «Runaway». Случается он в пиковый момент этого фильма.
2. Сила коллектива. Феррара — командный игрок, он обожает работать и фантазировать в компании близких людей, которые заряжают его энергией и имитируют группировку анонимных алкоголиков, с которыми вместе и веселее и понятнее. В частности, это психотерапевт Крайст Зойс (см. фантазмы «Отеля «Новые роза», где он выступил соавтором-сценаристом Феррары, и где также поучаствовал Дэфо), а также композитор Джо Делиа, озвучивший все главные кинохиты Абеля. Сам Феррара подчеркивает, что соавторы для него — это вроде рок-группы, вместе с которой можно джемовать на основе почти любого материала.
3. Минималистская экспрессия. Абель Феррара в свое время был очень силен в изображении опасной городской среды, и когда его герои переубивали друг друга на ярком солнце в фильме «Похороны», он понял, что нужно менять декорации для своих исследований и начал подобно многим американцам среднего и старшего возраста путешествовать по миру. Сейчас он неплохо устроился со своим психоанализом в мире арт-хаусного визуала — где-то на территории Леоса Каракса и Дэвида Линча, но при этом совсем без внешней барочности. Феррара по-прежнему простой, прямой и ясный, он давно решил свои проблемы с католической церковью, он верит, что у нас по десять жизней, и готов с этим мириться.
4. Клиповый подход. В последнее время Феррара работает с итальянским оператором Стефано Фаливене, изменив экономному и точному Кену Келшу, и европеец принес в мир Абеля коптер и клиповый подход к портретам героев, которые теперь у Феррары в целом гораздо более скульптурные. В теории ленты американского режиссера можно смотреть как немое кино, похожее на дурноватый сон, в котором после нескольких статичных планов запросто можно объявиться некий зверь и начать откусывать тебе нижнюю часть тела. Так что на старости лет Абель с точки зрения визуализации своих идей превратился в эдакого Криса Каннингхема от арт-хауса, и его самотерапия явно целительна. Внешне сейчас режиссер очень бодр и в 70-летнем возрасте рыщет словно тигр.
5. Атмосфера позитива. Свою джемовую по форме картину Абель Феррара традиционно мог закончить в любой момент, и было бы все равно круто, но он держит внимание ровно столько, сколько нужно — полтора часа, чтобы из зала дематериализовались лишние люди и остались только те, кто, готов играть по его шовинистическим и ковбойским правилами. В демонах аддикции автор больше не видит союзников и в борьбе с ними идет до конца, опускаясь до буквально плясок голых карликов — чтобы люди понимали, каких чертей ему пришлось гонять на пути к собственному исцелению. И мы в этом с Феррарой солидарны максимально: сколько раз увидишь отражение собственного искаженного наркотиками разума, столько раз и убей.