Преступление и искупление. Вина и чувство страха, дно жизни и любовь. Книга, которая вызывает неоднозначные эмоции. В ней много светлого и много тьмы, как впрочем в любом сердце живого человека.
Книга основана на реальных событиях, но читая ее понимаешь, что множество событий, которые мелькают один за другим - это большая нагрузка для одного человека. Роман захватывающий, шокирующий и вымученный совестью Грегори. Автор прошел чистилище своей совести, испытал чувство вины, пережил наказание и искупление грехов.
Казалось автор писал этот роман не для публики, скорее для себя, чтобы осознать свою жизнь, переосмыслить ее и исправиться, увидеть смысл жизни, найти что-то светлое. Роман для него был как островок спасение, когда анализируешь, описываешь свою жизнь - сбрасываешь старые оковы.
Не часто можно увидеть на прилавках книжных магазинов романы бывших преступников. Тем интереснее этот опыт. Погрузиться в мир, который есть, но в который невозможно проникнуть не став преступником. Это большой подарок для многих мальчишек, которые грезят стать частью мафиозного клана.
Оружие, наркотики, проституция. Мы видим Бомбей не глазами туриста, а глазами преступника. Также мы бы могли описать Москву, Лондон, Нью-Йорк. Это взгляд открывает иную грань современных больших городов.
Автор очень точно и проницательно описывает персонажей, у него хваткий глаз и богатое воображение. Его образы объемные и живые.
Абдель Кадер Хан
Один из центральных персонажей романа - это Абдель Кадер Хан. Глава мафиози, прорицательный философ с глазами полными любви. Каждый, кого встречает Кадер влюбляются в него, считая его отцом и другом. Его харизма и любовь к своим подчиненным делают его выдающимся лидером. Но, у каждого лидера есть свои догмы. Кадер предлагает свой моральный критерий, мерило добра и зла. Он говорит, что нет плохих и хороших людей, есть их поступки. В итоге, все мы движемся к Богу и в этом ИСТИНА. Есть добро и есть зло. Добро - это усложнение Вселенной, приближение к Богу, потому что Бог есть самое сложное, что может быть. Препятствие к усложнению - есть зло, отдаление от Бога, поэтому его нужно избегать. Кадер не работает с проституцей и наркотиками, потому что в его концепции мира это зло, это греховно. Контрабанда золотом, валютный рынок и поддельные документы не противоречат добру, поэтому он ими занимается.
Прабакер
Самый светлый персонаж в романе - это Прабакер или Прабу. Мы встречаемся с ним с первых глав книги, он знакомит нас с Бомбеем в качестве гида Лина. Этот персонаж вызывает смех и улыбку, его коверканный английский прекрасно вписывается в его личность: простую, светлую и добродушную. В Прабакера мы видим собирательный образ простого индийского народа. Что бы ни случилось с героем, он ко всему относится с улыбкой, это помогает ему выживать в неблагоприятных условиях и при этом быть счастливым.
Казим Али Хусейн
В образе Казима Али Хусейна мы видим идеального лидера, прирожденного вожака, для которого безопасность и благополучие в его племени - это его долг и естественная потребность. Он показывает как можно наказать человека и как можно его исправить. Автор считает в этом и проявляется человечность, что нужно не только наказывать людей, но и дать им возможность исправиться, а для этого в него нужно поверить, показать путь к исправлению и дать шанс. Правосудие - это не только наказание провинившихся, но и попытка спасти их. Спасение Джозефа, который избил свою жену почти до смерти стало делом всей общины. Главное в человеке - это способность прощать.
Жестокость о которой пишет автор - это бесчеловечная, бездушевная пустота, которая охватывает преступников, когда в их сердцах нет любви, нет нового образа, в котором они могли бы жить. Человек программируемая система, если в него не заложить основы любви и честного образа жизни они так и не увидят ничего кроме жестокости и злости.
Распятый мышонок
Еще одна тема в романе - это тема помощи, которая может оказаться роковой. Зло бывает порождено страданиями людей изменить что-то к лучшему. Автор рассказывает о мышонке, которого он приручил, когда был в тюрьме, он давал ему еду и мышонок прибегал к нему каждый день. Но, однажды, героя перевели в другую камеру, он рассказал своему соседу об этом звереныше и на следующий день тот распял его на линейке, вверх ногами, пригвоздив его канцелярскими скрепками. Автор размышляет, а стоило ли приручать мышонка, чтобы его в конце-концов из-за него распяли. Это глубокая тема помощи, которая актуальна в современном обществе. Не делаем ли мы хуже, когда помогаем кому-либо, видя в другом свои страдания? Ведь чаще всего спасая кого-то мы пытаемся спасти себя. Лин помог своему другу Прабу купить такси, и из-за этого такси он умер. Его помощь оказалась смертью.
Страдание
Вся книга кричит о страдании автора, о его вине и его неспособности понести наказание. При встрече в философском кружке мафиози первой темой, которую предложил Лин была тема страдания. Он спрашивает, если Бог всемогущ, почему он позволяет людям страдать?
Кадер размышляя о страдании говорит: "Боль без страдания – как победа без борьбы. Она не позволяет нам постичь то, что делает нас сильнее, лучше, ближе в Богу." Кадер утверждает, что страдание - это способ испытать свою любовь к Богу.
Старый Собхан сказал: "есть вещи, которые не дано понять простым смертным, их может постичь только Бог, и страдание, возможно, одна из них."
Смысл страдания непонятен человеку, но тем не менее страдание неотъемлемый атрибут жизни любого смертного.
Простые люди
Бедность и красота простого бедного человека показаны автором в ареоле романтики. Автор влюблен в этих простых, чистых людях, которые много трудятся и мало имеют. Их теплота, честность, доброта покоряет. И те моменты, когда Лин был среди них, мы видим его счастливым, в те моменты, когда он богат, но совершал преступления мы видим его несчастным и полным страха и страдания. Выбор между преступностью и честной жизнью стоит перед многими людьми. Но, именно честность дает счастье и спокойную душу, а преступления несут в себе душевные страдания. Лишь подавив их наркотиками можно забыть это чувство вины, которое преследует каждого, кто не в ладу со своей совестью. Когда человек не противоречит совести и делает так как должно быть - он чувствует умиротворение и спокойствие. Это мы видим в Ананде, который справедливо убил Рашида, но примирился с наказанием в тюрьме и просил не помогать ему, он знал на что идет и смирился с этим. Он примирился со своей судьбой и был счастлив, что сделал так как нужно, по совести. Лин завидует ему, потому что со своей совестью он никак не мог примириться и принять свое наказание в полной мере.
Любовь
В первой части книги мы много слышим об Индии. Робертс влюблен в эту колоритную страну. Сбежав из тюрьмы от попадает в Бомбей, огромный, грязный город, но глазами автора мы видим его красивым, потому что люди живущие в нем полны любви.
Те строки, где автор пишет о любви очень поэтичны. Он обожествляет женщин, в которых влюблен, он описывает свою любовь ярко и красиво.
"Мужчина становится мужчиной только после того, как он завоюет любовь женщины, заслужит ее уважение и сохранит ее доверие, а без этого он не мужчина." Так сказал один из самых любвеобильных персонажей романа - Викрам.
Автор также упоминает о любви к женщине в военной части романа. "Мужчины ведут войны, преследуя какую-то выгоду или отстаивая свои принципы, но сражаются они за землю и женщин. Рано или поздно прочие причины и побудительные мотивы тонут в крови и утрачивают свой смысл."
В романе говорится много о любови к Индии, к его народу. Индия - это страна, где над всем властвует сердце. Так сказал Викрам, друг Лина. "Миллиарды жителей и две сотни языков, но именно наши сердца удерживают нас вместе". Мужчины там плачут, как в болливудских фильмах, дружба между мужчиной настолько сильная, что можно подумать, что они нетрадиционной ориентации, но на самом деле, это просто любовь человека к человеку.
Афганистан
В романе часто встречаются исторические события. Часть, где автор описывает войну в Афганистане может считаться отдельной книгой и рассказом. Читая про войну я испытала шок. Мы все представляем что такое война, но эти представления издалека, они не касаются нас, мы проходим мимо покалеченных воинов афганцев и отводим взгляд. Разве могут эти люди поведать нам, что они испытали. Автор смог описать то, что творится на войне. И, каждый человек должен читать эти главы, чтобы больше никогда не допустить кровопролития и жестокости.