А вы замечали насколько часто злодеи в мультфильмах студии Disney падают в финале картин? Вот и я не замечал, пока не наткнулся на компиляцию этих самых падений на youtube. Попробуем разобраться в причинах такого частого повторения мотива падения в мультфильмах крупнейшей анимационной студии.
Символическое значение падения, в основном, связано с потерей статуса и божественной роли, например, Люцифер в христианстве, который предал Бога и упал в адский огонь. С другой стороны, в греческой мифологии есть другой пример - падение Икара. Ослушавшись отца, вместо того чтобы перелететь море, он устремился на восковых крыльях к солнцу, которое их расплавило и приземлило юношу в воду. Здесь есть много интерпретаций, но я связываю это с высокомерием и переоценкой своих возможностей.
«Греческий» вариант можно связать с некоторыми антагонистами Disney, превозносивших себя и свои планы настолько, что они переставали осознавать все риски и угрозы. Например, Злая Королева из «Белоснежки и Семь Гномов», настолько поглощена убийством гномов, что не заметила опасности погодных условий и своего положения на скале.
Другое объяснение, которое можно дать такому частому падению в картинах Disney, довольно, прозаичное. Это просто мягкий способ вывода злодея из истории. Поскольку Disney занимается производством детской анимации, то одна из основных задач компании - убедиться, что содержание фильмов подходит для молодой аудитории. Особенно после второй половины 20-го века, когда озабоченность по поводу того, что подходит или не подходит для детей, стала более актуальной. Это стало императивом, чтобы на экране не появлялся какой-либо акт чрезвычайного насилия и сохранялась доброта положительных персонажей. Жестокий герой, который физически убивает злодея и избавляется от него, не может считаться образцом для подражания для детской аудитории, что могло бы объяснить чрезмерное использование провиденциального образа падения. Персонаж, который падает насмерть, в некотором роде несет ответственность за свой собственный конец, который полностью вызван его злыми действиями. Таким образом, герои не пачкают руки и не портят свой статус образца для подражания, а позволяют отрицательным персонажам нести ответственность за собственную смерть наименее ужасным и наглядным способом. Примеры таких случаев были в «Тарзане» и «Красавице и чудовище».
Уверен, что можно найти и другие объяснения о повторяемости образа падения в фильмах Disney, помимо вышеупомянутых. Забавно и то, что Disney сами осознают свое чрезмерное использование этого тропа, о чем свидетельствует пародийное падение Измы и Кронка в «Похождениях Императора». Это не только самоцитата, но и использование тенденции падения с совершенно иным смыслом. Правда, несколько лет спустя Disney снова вернулись к традиционно падающим злодеям никак это не обыгрывая, сначала в «Атлантиде» и «Планете сокровищ», а затем в «Рапунцель», и даже в последнем, на данный момент, ремейке «Мулан».
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.