Найти тему
Письма из эмиграции

Ювенальная юстиция, дети после развода и другие страшилки о Европе. Как на самом деле?

Наверное, практически каждый хоть раз читал вот эти душещипательные истории в прессе: "У семьи в Швеции отобрали детей за то, что им не купили мороженое и теперь их нигде не могут найти". Или вот - "после развода с немцем русская мать не имеет права видеть своих троих детей". Знакомо? Такие страшилки объединяет две вещи - крайняя популярность на территории СНГ и веселый смех европейцев, когда им о них рассказываешь. Давайте же поговорим о правах детей в Германии?

Вообще, конечно, сам термин "Ювенальная юстиция" является ну практически ругательным во многих кругах российского общества. Хотя в самом по себе термине ничего плохого нет. Он подразумевает наличие в стране специальной системы правосудия по преступлениям и правонарушениям, совершенным нeсовершеннолетними, а также систему защиты прав несовершеннолетних. Почему именно ее так страстно демонизируют - мне неясно. Она, кстати, в какой-то форме, конечно же, существует и в России. Органы опеки могут забрать ребенка из семьи, хоть это случается и не часто.

Первой страшилкой, конечно, является то, что В Европе за шлепок по попе ребенка немедленно заберут из семьи. Я сразу обозначу свою позицию - мне кажется, что люди, которые считают возможным применять любую физическую силу по отношению к ребенку - так себе родители и явно не готовы иметь детей. Даже если это шлепок по попе. Вас взрослые люди в качестве воспитательного элемента часто шлепают? Ну вот и детей не надо. Разобрались. Увы, не все взрослые люди одинаково смотрят на воспитание детей и потому шлепки по попе (а иногда и более серьезное насилие) могут встречаться и в немецких семьях. Поэтому существует Jugendamt, который может проверить семью, если есть подозрение, что ребенок подвергается насилию. Аналог российских органов опеки. Вот здесь есть статистика последних лет, где можно увидеть, что в год около 50тыс детей считаются "в зоне риска" и число растет год от года. По мнению департамента это скорее происходит из-за того, что люди чаще сообщают о случаях насилия, когда раньше стали бы скрывать. Из этих 50к только в половине случаев риск для ребенка был подтвержден и только в 16% случаях дети были изъяты из семей. Там же можно узнать, что "донос соседа" не то чтобы популярен, в абсолютном большинстве случаев проверка была иницирована полицией или школой.

Моя близкая подруга здесь (немка) работает учителем в начальной школе. И вот я обсуждала с ней эти страшилки про отбирание детей или запрет с ними видеться. И она мне рассказала такие истории:

  • В одной ситуации она была свидетелем. У ребенка из ее класса на руках были синяки, часто какое-то "запуганное" поведение, отец на встречах в школе вел себя не вполне адекватно. Школа решила сообщить в Jugendamt. Итог - семья была проверена, сейчас их регулярно навещают соц работники. Ребенка у них никто не забирает, сказали, что никакой опасности нет.
  • Другая ситуация была более печальной. В семье было несколько детей (пусть будет 4) и у матери как-то незаладились отношения со старшим ребенком. Мне не рассказали детали, но, как я поняла, имело место конкретное насилие. При этом по отношению к другим детям такого не было. Ребенка забрали из семьи, всех остальных детей оставили. Сейчас у ребенка опекуны, но при этом мать все еще единственная, кто принимает решения: в какую школу можно пойти, с кем можно видеться, куда можно поехать и тд. Хотя ребенка она и предпочитает не видеть. То есть все же совсем лишить родителя всех прав весьма и весьма тяжело.

Конечно же, в первую очередь официальные учереждения в Германии будут делать все для того, чтобы ребенок остался в семье, но находился в безопасности. Консультации с психологом, проверки, помощь и тд. Никому не нужны дети просто так потому что "скучно, чего бы не отобрать ребенка у кого-нибудь?" Вот в этой статье можно еще раз прочесть, что основной задачей всегда будет оставить ребенка в семье или вернуть его туда как можно скорее. Заберут ребенка, если: есть травмы (которые требуют лечения), есть насилие в семье между родителями, есть сексуальное насилие или ассоциальное поведение самого ребенка (вредит себе, совершает преступления). Даже в этих случаях ребенка иногда забирают только на несколько дней, чтобы разобраться в ситуации и составить план решения проблемы. Так же в 25% случаях дети сами просят, чтобы их забрали из семьи.

Касательно же того, с кем остаются дети после развода. Ребенок - не чемодан. Мать не может считать его своей собственностью потому что он из нее вылез. Поэтому в Германии нельзя сказать, что "раз уж мы развелись, то детей я увожу в Сибирь и привет отцу". В Германии, если ребенок рожден в браке, то автоматически у обоих родителей есть 50% прав. И после развода это не меняется, мать не становится единственным родителем и не может сама принимать все решения о жизни ребенка. Точно так же (привет страшилке про браки с немцами), мать не могут просто так этого парва лишить. Хотя по статистике по сей день только 7% детей остаются жить с отцами и только около 9% живут на два дома. Зато в 25% случаях дети живут с мамой, но видят отца минимум раз в неделю. Кстати, независимо от того, у кого остались родительские права, оба родителя (и бабушки-дедушки) имеют право видеть ребенка. Если такое право нарушается - можно обратиться в суд и он поможет прийти к соглашению. Точно так же запретить общение с ребенком одному из родителей может только суд (даже если имеет место насилие и тд, только суд).

А вот тот факт, что в России женщине при разводе нужно ну очень уж сильно постараться, чтобы не получить полную опеку и что потом она может легко решать, будет ли отец в жизни детей - мне кажется НЕ правильным.

Когда вы слышите слезные истории из Европы о том, как детей из семьи забрали и запрещают их видеть, держите в голове, что это история стороны, которая считает себя правой. Никто не будет писать в фейсбуке и рассказывать журналистам, что "вообще-то у нас дома процветало психологическое и физическое насилие, но с ребенком, думаю, все было ок". Вы видите только одну сторону проблемы. А во многих странах полиции запрещено комментировать в прессе материалы открытых дел. Поэтому вторую сторону вы не услышите никогда. Чем и пользуются такие ищущие сострадания.

До связи!

Если вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста "лайк". Мне будет очень приятно :)