"Берем чужие деньги на время, а отдаем свои - навсегда".
(Народная пословица)
Кредит - это инструмент, который может помочь развитию бизнеса. Но перед тем, как его брать, надо понимать, зачем он нужен. Постановка цели очень важна, потому что от нее зависит, сколько средств нам понадобится и на какой срок.
Цели могут быть разные - пополнение оборотных средств, покрытие краткосрочных займов, связанных с низкой ликвидностью и другие. Но перед тем, как брать кредит, нужно разобраться с некоторыми нюансами.
Начнем с финансовой отчетности компании, а именно с баланса. Тут нас интересует коэффициент ликвидности предприятия. Мы должны знать:
- как мы обслуживаем обязательства;
- нет ли проблем с наличностью и оборотными средствами;
- нет ли больших обязательств по зарплатам, кредитам и т.д.;
- насколько новый долг будет влиять на финансовые показатели баланса предприятия.
Затем переходим к собственному капиталу предприятия и рассчитываем финансовый левередж, то есть соотношение обязательств к капиталу. Очень важно, чтобы совокупный капитал был больше, чем все обязательства и новый кредит вместе взятые.
Разобравшись с этими пунктами, приступаем к анализу отчета о прибылях и убытках. Он покажет, сколько компания может выплачивать ежемесячно на погашение кредита без ущерба текущей деятельности.
Отчет о прибылях и убытках дает нам информацию о нераспределенной прибыли (прибыль, которую бизнес генерирует от своей деятельности после учета всех расходов). Ежемесячный платеж в банк не должен превышать 70% от нераспределенной прибыли.
Третий отчет, с которым мы должны разобраться - это отчет о потоке наличности. Он четко показывает, какую наличность и когда генерирует бизнес. Это поможет нам узнать оптимальную периодичность платежа.
Балансовые показатели дают возможность узнать максимально возможную сумму кредита, которую может "переварить" бизнес. Отчет о прибылях и убытках показывает, сколько бизнес может ежемесячно платить в банк. Эти два показателя влияют на срок кредита. А отчет о потоке наличности поможет выяснить, с какой периодичностью лучше погашать долг.
Джалал Нагиев, сооснователь консалтинговой компании Hajinski Naghiev.