Найти тему
Две Войны

«Мучительно стыдно за это» - внучка офицера НКВД извинилась за деда

Оглавление

Леонтьев Денис Дмитриевич Большой террор в истории нашей страны начался с приказа № 00447 от 30 июля 1937 года. Нарком внутренних дел Николай Ежов приговорил к репрессиям «бывших кулаков, уголовников и всех антисоветских элементов». При этом было совсем неважно: есть ли вина за ними или нет.

Да, за последние десятилетия многие люди, подвергшиеся насилию со стороны НКВД, были реабилитированы. Однако желание их потомков узнать истину не угасает. Взять, к примеру, Дениса Карагодина, спустя много лет узнавшего, как и кто приговорил к смерти его деда.

Начало репрессий

Большевики, с того момента, как захватили власть, неизменно применяли насилие. В 1918 году объявили Красный террор, но для справедливости стоит сказать, что Белая Армия так же применяла подобные методы. Однако большевики не прекратили репрессии даже после окончания Гражданской Войны. В 20-30 годы он то усиливался, то затухал, но не прекращался. Жертв было много, но это количество несравнимо с масштабом убийств, совершенных сотрудниками НКВД в 1937 году. Дело в том, что до этого времени репрессии проводились в основном лишь в отношении высокопоставленных людей. Но летом 1937 года террор, так сказать, «вошел в массы».

У власти не было возможности судить каждого подозреваемого в «измене Родине». Поэтому создавались «тройки». В составе было трое чекистов: начальник республиканского/областного НКВД, прокурор и секретарь обкома или первый секретарь.

Естественно, суда в прямом смысле слова не было. Сотрудники НКВД проводили следствие, а материалы отправляли тройке. Чаще всего в деле были признательные показания, а следователи обещали сохранить жизнь подозреваемым. Однако человека все равно отсылали в лагеря. Потому как тройка могла вынести только два решения: расстрел или тюрьма.

Выписка из протокола тройки Управления НКВД Калининской области в отношении П. К. Зиновьева. Фото автора: Леонтьев Денис Дмитриевич .
Выписка из протокола тройки Управления НКВД Калининской области в отношении П. К. Зиновьева. Фото автора: Леонтьев Денис Дмитриевич .

Теоретически, если подозреваемый был высокопоставленным лицом, то его уже ничто не могло спасти. Так расстреляли самого Ежова и Ягоду, против которых выступил сам И. В. Сталин и его ближайшее окружение. Однако простые обыватели, лично не интересовавшие власть, могли сбежать, сменить имя, если заранее узнавали о предстоящем визите НКВД.

Дело Карагодина

Вот история одного простого человека, попавшего в мясорубку того времени. Степан Иванович Карагодин был простым крестьянином, 56 лет от роду, никак не причастный к движениям, по которым могли репрессировать. У него даже коровы своей на тот момент не было.

Но в ночь на 1 декабря 1937 года за ним пришли сотрудники городского отдела НКВД города Томска с постановлением. Арест по «Харбинскому делу». Якобы несчастный Степан Иванович являлся тайным организатором группы диверсантов и шпионов и резидентом японской военной разведки. Карагодин и слов таких не знал. Но его за это расстреляли 21 января 1938 года.

Однако ни жена, ни дети долгое время не знали, что глава семейства давно мертв. Они надеялись, что он в лагерях. Только в конце 50-х годов пришла справка о том, что С.И. Карагодина посмертно реабилитировали. Но причиной смерти указано иное «умер в заключении».

С. И. Карагодин с женой и сыном (фото Дениса Карагодина Денис Карагодин/stepanivanovichkaragodin.org)
С. И. Карагодин с женой и сыном (фото Дениса Карагодина Денис Карагодин/stepanivanovichkaragodin.org)
Интересную статью об элитной охране Ленина, можно читать здесь.

Расследование внука

Денис Карагодин, внук погибшего Степана Ивановича, решил не оставлять это дело и выяснить, на самом ли деле его дед умер в тюрьме. Он создал сайт для связи с теми, чьих родственников расстреляли или отправили в лагеря сотрудники НКВД. Искать концы было трудно: в архивах советских служб не давали доступа к документам, даже говорили, что подобных дел вообще никогда не существовало.

На расследование ушло много времени. Но неожиданно пришел ответ из Управления ФСБ по Новосибирской области. Он содержал копии приказа о расстреле и имена тех, кто приказ исполнил: Н.Зырянов, помощник начальника Томской тюрьмы, С. Денисов, комендант горотдела НКВД и Е. Носкова, инспектор.

Приказ о расстреле, 1937 год (фото Денис Карагодин/stepanivanovichkaragodin.org)
Приказ о расстреле, 1937 год (фото Денис Карагодин/stepanivanovichkaragodin.org)

Полученные сведения Денис опубликовал на своем сайте, написав, что расследование завершено, палачи найдены. Но вдруг он получил сообщение. Писала внучка Николая Зырьянова, одного из участников расстрела. Она извинялась за прошлое. Хотя в этом нет ее вины, но ей мучительно стыдно за дела, творившиеся в те годы. Вот цитата из ее письма:

«Отца моей бабушки (маминой мамы), моего прадеда, забрали из дома по доносу в те же годы, что и вашего прадедушку, и домой он больше не вернулся, а дома остались 4 дочки, моя бабушка была младшей. Вот так сейчас и выяснилось, что в одной семье и жертвы, и палачи... Очень горько это осознавать. Но я никогда не стану открещиваться от истории своей семьи. <…> Горько, что ничего я не могу исправить, кроме того, что признаться вам в моем с Зыряновым Н. И. родстве и поминать вашего прадедушку в церкви». («Комсомольская правда» )
А вот следователь, с говорящей фамилией "зверев", которого Денис называет прямым убийцей. Фото взято: https://www.svoboda.org/
А вот следователь, с говорящей фамилией "зверев", которого Денис называет прямым убийцей. Фото взято: https://www.svoboda.org/

Денис Карагодин простил семью Зыряновых, предложив опубликовать всю историю, как есть и не думать о мести. Вот такая история…

Почему Сталин не был бессребренником? Читать об этом можно здесь.

В заключение…

Но сколько еще таких репрессированных, о которых молчат архивы? По имеющимся сейчас данным за два года, 1937, 1938, осудили по политической статье более 1.3 миллиона граждан, а к смерти приговорили почти 700 тысяч… Какова цель? Упрочить власть В. И. Сталина настолько, что люди у себя на кухне боялись даже вздохнуть против него.

Хорошо, что сейчас люди стали говорить о тех страшных временах, а дочка Зырянова Н.И. совершила очень смелый и достойный поступок, ведь она вообще не обязана отвечать за грехи своих предков.

Кстати, после этой истории в интернете с подачи движения «Мемориал» появились сведения о почти сорока тысячах сотрудников НКВД 1935-1939 годов. И списки содержат не только палачей, но тех, кто сам попал под репрессии, отказавшись от участия в насилии над мирными людьми.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы считаете, в ответе ли мы за деяния своих предков? Я считаю - нет.