Найти тему
Точка зрения

Кому нужны хорошие оценки?

Наступил сентябрь. Дети отправились в школы получать знания. Или получать оценки? Предлагаю поразмышлять над этим вопросом всем родителям школьников.

В подавляющем большинстве семей родительский контроль успеваемости детей сводится к проверке оценок. Получил «пятерку» - молодец, получил «двойку» - не молодец, мягко говоря. При этом родители мало задумываются о том, что хорошая или плохая оценка – далеко не всегда показатель хороших или плохих знаний.

Я проработала в школе учителем математики тринадцать лет, выставила за это время тысячи оценок и сделала из своей работы и работы коллег вывод: оценка – это просто некая закорючка, которую учитель нарисовал в журнале. Она может отражать состояние знаний ученика, а может и не отражать. А посему если мы не знаем, за что оценка выставлена, надо относиться к ней как к закорючке обыкновенной, этакой каляке-маляке.

Приходилось видеть родителей, которые приходили в школу с жалобами на заниженные, по их мнению, оценки (на завышенные почему-то никто не жаловался, хотя их было немало). При возможности я задавала этим родителям вопрос: «А зачем вам хорошие оценки?» Кому и зачем нужна «пятерка» по математике или физкультуре в 6 классе? Никто мне не мог ответить на вопрос ЗАЧЕМ. Максимум отвечали ПОЧЕМУ: «Потому что я считаю, что мой ребенок заслужил более высокую оценку», - примерно так можно сформулировать родительскую позицию. Надо ли объяснять, что ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ – это разные вещи?

Но я-то умная, я-то знаю, кому и зачем нужны «пятерки», поэтому будучи классным руководителем, на первом родительском собрании в 6 классе я родителям говорила: «У нас с вами в этом году есть два самых важных предмета – это рисование и музыка. Они изучаются последний год, и оценки за 6 класс по этим предметам пойдут в аттестат. И стыдно будет испортить аттестат плохими оценками по этим предметам. Поэтому не забывайте следить, чтобы у детей всегда были альбомы, краски…. и т.п.».

Реально. Хорошие оценки в аттестате очень нужны. Но не всем, а только тем, кто после 9 класса понесет свой аттестат в колледж. В 11 классе нужны баллы ЕГЭ: если по предмету за год стоит «5», а на ЕГЭ выпускник еле-еле набрал необходимый минимум баллов, эта «пятерка» никак ему не поможет.

Отсюда следуют два вывода: 1) хорошие оценки нужны только тем детям, которые уйдут из школы после девятого класса поступать в колледжи 2) хорошие оценки им нужны только в последний год изучения предмета. Совершенно неважно, что стояло у мальчика Пети по математике со второго по восьмой классы. В аттестат пойдет оценка за девятый класс. За какой класс пойдут оценки по рисованию, музыке и труду, родители могут уточнить в своей школе. Базисный учебный план периодически претерпевает изменения.

Из школы я в итоге уволилась, но отношение мое к оценкам сохранилось, и когда пошел в школу мой сын, я сказала себе: «Оценки не важны. Важны знания». И ребенку сказала то же самое. И с первого по восьмой ребенкины классы я совершенно не забивала себе голову оценочными вопросами. Признаюсь, только в последних числах августа залезла в электронный журнал и узнала, какие у него оценки за последнюю четверть восьмого класса и за год. Вот правда, неинтересно было, тем более, что в последнюю дистанционную четверть была по сути не учеба, а профанация. Я все 8 лет не переживала из-за оценок, не ходила качать права, если оценки были явно заниженными, не обещала ребенку золотые горы за то, чтобы он учился на «пятерки», не придумывала наказаний, если он приносил «двойку» или «тройку».

И вот… настал 9 класс. И сын собирается уходить в колледж. Я же сама внушила ему, что важны не оценки, а знания. Как же теперь менять эту установку? Оказалось – легко. Просто показала ему рейтинги абитуриентов на сайте выбранного колледжа, объяснила, что такое проходной балл и откуда он берется, и сын все понял. Сделали вывод, что для поступления нужны хорошие оценки. И если раньше он не гнался за «оценочной халявой», то сейчас не упускает шанса получить «пятерку». Например, если задают сделать доклад на оценку по желанию, раньше сын делал только если ему были интересны темы докладов или интересен сам предмет или симпатичен учитель и хотелось его порадовать, а теперь все без разбора будет делать. И в погоне за оценками мы будем жить всего один год. Некоторые родители и дети живут так всю школьную жизнь. ЗАЧЕМ?