Когда в 1975 году спустя 2 дня после смерти Франко назначенный им приемник, король Хуан Карлос, объявил о начале демократических реформ, испанцы пришли в неистовство. Несколько дней в Мадриде не прекращались фейерверки и уличные вечеринки. И эта спонтанно возникшая атмосфера праздника стала характерной чертой города на многие годы.
Мэром Мадрида стал философ и писатель Энрике Гальвана, при котором из унылого оплота франкистской диктатуры город превратился в эпицентр свободы и творчества, самую веселую из европейских столиц конца 70х начала 80х годов 20-го века.
Художники организовывали сквоты, повсеместно открывались галереи искусства, дискотеки и клубы, в них выступали музыкальные группы самых невероятных стилей и устраивались экстравагантные вечеринки. Из всего этого возникло целое культурное направление - "мовида" (от исп. la movida madrileña - мадридское движение), преобразившую музыку, моду, дизайн, искусство. Глубоко аполитичная "мовида" стала вызовом мрачному прошлому. Десятилетиям политических репрессий, гражданских несвобод и религиозного ханжества испанцы противопоставили китч, свободу нравов, психоделические и творческие эксперименты.
С приходом "мовиды" приехавший в Мадрид в последние годы правления Франко Альмодовар обрел себя. Киношколу, которую диктатор закрыл как источник вольнодумства в год поступления Альмодовара, будущему режиссеру заменили киноэксперименты с 8-миллиметровой кинокамерой. Он купил её за зарплату менеджера телефонной компании, где проработал несколько лет. А также пародийная глэм-рок-группа "Almodovar y McNamara", созданная им вместе с экстравагантным художником и музыкантом Фабио Макнамара, его другом и партнером тех лет, колонка в юмористическом журнале, которую он вел под женским псевдонимом, и бурная мадридская жизнь.
Фильмы Альмодовара периода "мовиды" буквально проникнуты её духом неутомимого жизнетворчества. Откровенно провокативные по форме и содержанию, в китчевой, эпатажной форме они демонстрируют обратную и нелицеприятную сторону маскулинной культуры и ее социальных институтов. При этом сделано это с таким бесшабашным весельем, так кинематографически виртуозно, что их появление вызвало серьезную эстетическую трансформацию мирового кино, фактически разделив его на эпохи до Альмодовара и после.
Самый знаменитый из этих фильмов - эксцентричная комедия "Женщины на грани нервного срыва".
Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de "nervios" (1988) Реж. Педро Альмодовар
Историю женщины, мечущейся по городу в поисках вероломно бросившего её мужчины, Альмодовар превратил в фееричный праздник жизни. В этом фильме ненавидят и жаждут отмщения, падают в обморок, готовят приправленный ударной порцией снотворного и кроваво красными томатами «любовный напиток», пытаются покончить собой и устроить пожар, любят и борются за любовь, пускаются в погоню, обманывают полицию, стреляют, спасают и обретают надежду.
В фильме присутствуют все характерные черты фирменного стиля Альмодовара - балансирующий на грани китча и мыльной оперы сюжет, запутанные семейные отношения, взрывающие историю фрагменты пародийных рекламных роликов и телепередач, яркие и сильные женщины, слабые и ненадежные мужчины, бурлящий коктейль страстей под аккомпанемент пронзительного фламенко и тягучего болеро. А также экстравагантные персонажи второго плана, колоритная цветовая палитра декораций, костюмов и титров, гротескно переосмысленные киноцитаты - начало фильма не что иное как ироничная отсылка к "8 1/5" Феллини, а бесконечные попытки героини поговорить по телефону с ускользающим любовником к пьесе Кокто "Человеческий голос" и её одноименной экранизации 1966 года.
Кроме самого Альмодовара в созданию фильма приняли участие и другие "звезды" модвиды
Музыка к фильму написал Бернардо Бонецци, ставший знаменитостью в 14 лет и получивший за это прозвище "Моцарт мовиды". Невесту сына любовника героини сыграла Росси де Пальма, солистка популярнейшей в то время женской поп-группы «Peor Impossible» ("Хуже невозможно") и создатель оригинальной бижутерии, начинавшая работать с Альмодоваром как художник по костюмам, но затем ставшая его постоянной актрисой.
В роли её жениха Антонио Бандерас. Это их четвертый с Альмодоваром фильм. Режиссер впервые увидел 22-х летнего тогда Бандераса в столовой Мадридского национального театра и сразу позвал к себе на пробы. Старшие коллеги отговаривали Бандераса, но он рискнул и фильмы Альмадовара сделали его звездой.
В главной женской роли, как и во всех фильмах Альмодовара периода "мовиды", Кармен Маура, чья история жизни буквально проникнута идеей "мовиды", декларирующей возможность всего. Представительница семейства знаменитых дипломатов и юристов, мать двоих детей и жена уважаемого адвоката, в возрасте "за 30" она кардинально изменила свою жизнь, став актрисой.
Кажется героиня Мауры – это образ самой "мовиды", эксцентричной и всепонимающей, веселой и человечной, отпускающей прошлое и устремленной в лучшее будущее.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino