Найти тему
Серьёзные киношники

Чего не должно быть в вашем киносценарии. Создаем фильм. Шаг 3.

Оглавление
Сценарное мастерство
Сценарное мастерство

Сценарий фильма это на самом деле технический документ, всё-равно что чертёж здания. Когда строитель возводит дом, он не опирается на картину дома, написанную красками, в уникальной художественной манере, с красивой композицией. Он возьмет чертеж, который строго отображает конструктив будущего сооружения. Таков и сценарий. И в этой статье я приведу несколько правил (рекомендаций) которые приняты в индустрии кино. Если это ваш личный проект, то разумеется всё это лишь рекомендации, которые помогут вам правильно и эффективно организовать свою работу по переносу сценария на экран, но если вы работаете на студийном проекте или снимаете авторский фильм, но с большой командой профессионалов, то тут вам просто необходимо иметь на руках правильно отформатированный сценарий.

Никаких мыслей персонажей

Об этом стоит знать в первую очередь, потому что от этого зависит какие повествовательные и визуальные приемы будут избраны для рассказа истории. Дело в том, что в художественной литературе автор может раскрывать героя через описание его мыслей, автор может указать, что чувствует герой, таким образом, в художественной литературе слово это главный повествовательный прием. В нашем же случае визуал это повествовательный приём, а точнее форма. Таким образом, если мы начнем озвучивать в фильме все мысли и чувства героя напрямую, то фильма просто не состоится, это будет почти как аудиокнига. Самое главное, что делает фильм фильмом это действие. И здесь даже не про экшн и сцены погони. Действие может выразить очень многое, через действие мы сможем передать зрителю информацию о внутреннем состоянии героя. Главное не нужно пытаться рассказать всё на словах.

Сценарное мастерство
Сценарное мастерство

Все действия только в настоящем времени

К этому можно быстро привыкнуть. Как мы уже условились, сценарий это технический документ, и мы снимаем то, что в данный момент происходит, и когда мы смотрим кадр, для нас герой говорит здесь и действует здесь и сейчас. Мы оторваны от контекста истории, нам не важно в как времени движется история в данный момент. Мы всегда все действия пишем в настоящем времени.

Сжимайте описания

Описания в киносценарии нужны для того, чтобы создать у читающего ряд образов, которые помогут ему ориентировать в том, что происходит в сцене. И тут есть сразу два правила. 1) Чем короче описание, тем (как правило) точнее и ярче выходит каждый образ, поскольку когда вы сокращаете, то применяете больше фантазии. 2) Пишите сухо. Конечно, иногда хочется во всех красках и эмоциях расписать происходящее, это, во-первых, перегружает текст, а во-вторых, для технического документа совершенно не имеет значения какой силы эпитеты вы применяете, это лишь внесен ненужные разночтения, а сценарий всегда должен однозначно говорить о том, что мы видим на экране.

Сценарное мастерство
Сценарное мастерство

Уберите ремарки в диалогах

Если вам хочется упростить жизнь актеру, подписывая как он должен играть, то лучше воздержитесь от этого занятия. Хорошему актеру это не требуется, потому что он играет задачу, а плохой, в таком случае, воспользовавшись вашей подсказкой сыграет штамп.

Сколько ограничений накладывает кино на творческого человека. Да, но все эти ограничения позволяют находить уникальные решения. Статья выдалась массивной, и всё-равно это лишь небольшой процент всего, что стоит узнать о написании киносценария.

Если вас очень интересует эта тема, то порекомендую вам книгу моего хорошего знакомого. Она называется «Сценарное мастерство: выучить и забыть». Почему именно она? Всё дело в том, что это одна из немногих книг, которая простым и понятным языком описывает технические моменты, в отличии от разных монументальных трудов великих сценаристов.

Ну а мы с вами увидимся в следующей статье. Не забывайте подписывать и всем пока.