В советских фильмах, посвящённых революционным и послереволюционным событиям, главными героями почти всегда были сторонники нового порядка. Но Юлий Карасик, режиссёр, в активе которого были мелодрамы, включая ленты «Дикая собака динго» (1962) и «Человек, которого я люблю» (1966), замыслил в середине восьмидесятых создание картины про героя-белогвардейца, новые порядки не принявшего. Сценарий для неё создали представители братских народов: сценарист из СССР Будимир Метальников и болгарский режиссёр Анжел Вагенштайн. Двухсерийная история также стала международной: над ней работали киностудия «Мосфильм» и болгарская киностудия «Бояна». Название у драмы Карасика было символичным - «Берега в тумане».
Итак, главный герой - белый офицер Егорьев, который восторженно принял революцию февральскую, но решительно не готов согласиться с революцией октябрьской. Остановившись на некой середине и не примкнувший ни к одному лагерю, он отправляется в Болгарию. Там, однако, тоже нет спокойствия, к тому же в Болгарии белый полковник встречает интересную женщину и увлекается ею, хотя в теперь уже Советской России его ждут жена и дочь. Кстати, в отличие от других действующих лиц, которые существовали в реальности,
Егорьев - персонаж вымышленный. Это собирательный образ,
в котором авторам хотелось показать человека, после революции оставшегося не у дел, который хотел сохранить верность Родине, но не мог мириться с происходящим.
Роль мятущегося между партиями, женщинами и странами полковника Юлий Карасик доверил Анатолию Кузнецову. Это был своеобразный эксперимент для обоих: прежде актёр представлял на экране персонажей, позиция которых была чёткой и ясной, где-то даже простоватых, но неизменно добрых.
«Берега в тумане» дали Анатолий Кузнецову возможность сыграть истинного интеллигента, немного философа, склонного к размышлениям.
Его герой с одной стороны уступчив и мягкосердечен, с другой стороны - твёрд и решителен. Именно таким и видел полковника Карасик, и позже многократно благодарил Кузнецова, что тут сумел точно показать режиссёрский замысел.
Очень любопытным персонажем в фильме стал барон Врангель.
Юлий Карасик рассказывал, что ему хотелось добиться внешнего сходства актёра и персонажа, поэтому он провёл часы, пересматриваю фотографии претендентов.
Как-то ем случайно попалась фотография Николая Олялина, и каким-то чутьём режиссёр угадал в нём то самое сходство. И нельзя не заметить, что в кадре Николай Олялин действительно похож на Врангеля.
Ещё одна интересная фигура в ленте - полковник Самохвалов, жандарм в прошлом и видный белогвардеец. На его роль тоже долго искали исполнителя, и снова помог случай. Режиссёр случайно встретил в коридоре киностудии Алексея Жаркова и понял, что именно он должен играть Самохвалова. Тот согласился, но в отличие от Анатолия Кузнецова в образ вжился далеко не сразу.
Роль у Алексея долго не получалась, он даже намеревался отказаться от съёмок, но Юлий Карасик настаивал на продолжении работы и помогал актёру, так что в конце концов образ сложился. Сам Карасик потом отмечал, что
Жарков сыграл отменно и его персонаж - одна из самых интригующих фигур в киноистории.
Двух героинь, жену Егорьева и его новое увлечение, живущую в Болгарии поэтессу, сыграли Любовь Виролайнен и Ирина Купченко.
Появились в картине и другие звёздные советские актёры: Борис Щербаков, Борис Токарев, Сергей Юрский, Пётр Щербаков, Леонид Филатов. Последний, несмотря на то, что эпизодов с его участием было немного, в съёмочный процесс включился так активно, что режиссёру порой приходилось его обуздывать и немного гасить энтузиазм. Тем не менее
темперамент Леонида Филатова очень заметен в кадре, и это вполне соответствует образу его героя, убеждённого большевика.
Съёмки фильма проходили и в СССР, и в Болгарии. Авторы очень тщательно подошли к воссозданию событий, поэтому съёмки были масштабными (тут, конечно, посодействовало и объединение «Совинфильм», которое курировало создание совместных советских кинопроектов). И нельзя не отметить, что хоть «Берега в тумане» и сняты в духе ещё советской идеологии,
в ленте явно ощущается сочувствие к эмигрантам, тем самым людям, которые оказались на перепутье с тяжёлое время и решили отказаться от России, но не от идеалов.
А вам знакомы «Берега в тумане»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296