Хотя усадьба Никитинских в старинном селе Костино находится совсем недалеко от Рязани, в Рыбновском районе, в живописном месте у Оки, однако в списке региональных туристических достопримечательностей она не значится. Что в целом понятно и объяснимо, объекты усадьбы — главный дом, здания служб, каретный сарай, контора, построенные на рубеже XIX- XX веков, а также построенная в 1700 году Богоявленская церковь с приделом 1782 года, находятся в «руинированном» виде.
Именно это слово, «руинированные», употреблено в Постановлении областного правительства 2013 года об установлении охранных зон усадьбы Никитинских. Приглашать туристов смотреть руины у нас как-то не принято, хотя этим давно и успешно занимаются Италия, Греция, Египет, Мексика. Но их руинам тысячи лет, а наша усадьба ещё сто лет назад радовала глаз, стояла целёхонькая….
Костино
Село Костино впервые упоминается в документах в 1628 году как имение некоего Костина, ни имени, ни звания которого история не сохранила. К концу XVII века здесь насчитывалось около 40 крестьянских дворов и проживали четыре боярских семьи. В окладных книгах уже упоминается церковь Богоявления Христова и Николая-чудотворца, правда, деревянная.
Первоначально, с XVI века, усадьбой в Костино владел старинный дворянский род со странной фамилией Петрово-Соловово. При них была построена новая, каменная Богоявленская церковь, заложен живописный парк и многие не дошедшие до нашего времени постройки. Имение в Костино несколько раз переходило от одного дворянского рода к другому как приданное помещичьих дочерей. Им по родству в разные годы владели и дворяне Новосильцевы, и князья Мещерские. Соответственно, и обустраивалась усадьба в соответствии со вкусами и предпочтениями владельцев, но никаких рисунков, планов и ланд-карт до нас не дошло.
В последний раз в качестве приданного усадьбу в 1890 году получил молодой московский профессор Николай Яковлевич Никитинский, женившись на дочери богатого промышленника Ольге Ивановне Ляминой. Точнее, капитал, полученный Никитинским в качестве приданного, пошёл на покупку имения у потомков Петрово-Соловово.
Николай Яковлевич Никитинский (1855-1911 г.) - дворянин, земский судья, выдающийся селекционер, ещё при жизни был наречён «картофельным королём Российской Империи».
Усадьба
В купчей на усадьбу речь шла лишь о земельном участке в селе Костино, с церковью и парком. Всё, что вкладывается сегодня в понятие «Усадьба в Костино», а именно: главный «господский» дом, служебные здания, школа для крестьянских детей, отреставрированная церковь — всё это было построено в короткий, в историческом плане, промежуток времени с 1890 по 1917 год, когда усадьбой владели супруги Никитинские. Правда, некоторые объекты уже потеряны безвозвратно, как деревянное здание Костинской школы, попечителем которой был сам Николай Никитинский. Или восхитительная беседка с колоннами в античном стиле, с видом на Оку. Мы уже не узнаем, как выглядели парковые аттракционы в усадьбе, купальни на Оке.
Хотя изначального проекта постройки усадьбы Никитинских в Костино в архивах не найдено (возможно, его и не существовало как единого документа, известен лишь фактический план усадебного парка 1990 года), считается, что к проектированию «руку приложил» легендарный Фёдор Шехтель, основоположник яркого стиля «русский модерн» в русской архитектуре рубежа XIX - XX веков. Он дружил с семейством Никитинских и неоднократно гостил в Костине. Там же бывали Антон Чехов, Сергей Есенин, Мария Ермолова, другие знаменитости той поры. Причастность Шехтеля к проектированию усадьбы краеведами и исследователями архитектурного наследия Фёдора Шехтеля не отрицается, однако стиль, в котором она построена, это не «русский модерн», а неоклассицизм.
Картофельный полигон
Покупка усадьбы с обширным земельным наделом дала возможность Николаю Никитинскому всецело отдаться любимому делу — выведению новых сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям Центральной России. Главным объектом селекции стал картофель, хотя уделялось внимание и другим культурам, а также разведению породистых лошадей. Картофельное поле в Костино занимало около 600 гектаров. Лично Николай Никитинский вывел около 80 новых сортов, а его уникальная коллекция, собранная из картофеля разных стран и регионов, превышала 500 сортов. На картофельном, а также хлебном поле и в теплице работали, кроме самого хозяина усадьбы, и супруга селекционера Ольга Ивановна, и четверо их детей.
В те годы ни одна из фирм, продающих семенной картофель, включая иностранные, не готова была предложить покупателям такое количество сортов, сколько это могла сделать Костинская экономия Николая Яковлевича Никитинского.
Целью своих неустанных трудов Николай Никитинский ставил создание новых сортов картофеля как базовой сельскохозяйственной культуры России. Только картофель, по его мнению, мог спасти население страны от частых вспышек голода в неурожайные годы. Последняя такая вспышка разразилась в 1898 году, Никитинские активно участвовали в программах помощи голодающему населению Рязанской, Тамбовской и Московской губерний.
Национализация
Николай Яковлевич Никитинский умер в 1911 году, как говорится, «в расцвете сил и таланта». Диагноз — стенокардия, по мнению близких, он умер от переутомления, слишком много сил отнимали его многочисленные проекты, затеи и идеи. Усадьба перешла под управление Ольги Ивановны Никитинской, порядки в основном остались прежними: работа, работа и ещё раз работа.
Революционные потрясения 1917 года, как и предшествовавшие им бурные события 1905-1907 годов не затронули усадьбу. Костинские крестьяне хорошо помнили добрые дела её хозяев, никто не стал ничего поджигать и отнимать. Но в стране появилось новое модное слово: «национализация». Усадьба стала общенародной собственностью, в ней сначала разместили детский дом, затем, уже в 30-е годы, создали совхоз-плодопитомник. Уникальную коллекцию семенного картофеля реквизировали и вывезли в Москву.
Совхоз просуществовал до распада СССР, но так ничего и не построил на территории имения. Даже общественную баню рабочие совхоза использовали старую, «барскую». К началу 1990-х годов здания и парк пришли в негодность. С приходом новой власти была предпринята попытка восстановить усадьбу. Некоторые здания, в том числе главный дом, начали реставрировать, но сильный пожар 1998 года «подвёл черту» — усадьба превратилась не только в «руины», но и «кострище». В каковом виде пребывает и до сих пор…
Что касается находящейся недалеко от развалин главного дома усадьбы Никитинских Богоявленской церкви, построенной в 1700 году по заказу стольника и тогдашнего владельца села Григория Михайловича Петрово-Соловово, то судьба этого здания тоже очень печальна.
В середине 30-х годов XX века храм был закрыт, в его помещении расположили механический цех и гараж совхоза «Костино». Колокольню разобрали до первого яруса. Сорвав купол церкви и разобрав ярус звона, старинный храм стали использовать, как водонапорную башню. Бак для воды установили на восьмерике. Церковное кладбище уничтожили. Прямо по могилам стали ездить трактора и машины...
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Материалы с сайта «История, культура и традиции Рязанского края»;
2) Информация с сайта СОБОРЫ.РУ (Народный каталог православной архитектуры);
3) Книга А.Б. Чижкова и Е.А. Графовой "Рязанские усадьбы", 2013г;
4) Книга Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова "Рязанские достопамятности", 2-е изд., 1989г;
5) Статья Вадима Разумова"Усадьба Костино Никитинских" от 27.03.2016 года на сайте «LIVEJOURNAL»;
6) Группа «Усадьба Никитинских» в социальной сети «ВКонтакте»;
7) Народные рассказы, предания и воспоминания, услышанные в ходе личных устных бесед с местными жителями в 2014 году.